Идею о введении дополнительной пошлины озвучил на правительственном совете министр культуры Владимир Мединский. Только в первоисточнике речь шла не о кино с низким коммерческим потенциалом, а о так называемых фильмах категории «Б».
— Нам фильмы завозят большими пакетами, и в этих пакетах присутствуют к рекомендованному показу фильмы с небольшими бюджетами, они засоряют наш прокат. Если (это предложение самих отраслевиков) ввести разумную пошлину на ввоз этих фильмов, мы по крайней мере отсечем это плохое кино, которое к нам идет, — сказал министр.
В российском кинобизнесе действительно зачастую крупные голливудские студии продают права на прокат потенциальных хитов только при условии, что российский дистрибьютор выкупит вместе с хитом и права на фильмы низкого качества. Но введение экономических санкций, считает основатель компании «Кино без границ» Сэм Клебанов, не изменит ситуацию с количеством низкопробных фильмов в российском прокате — в конце концов, крупные дистрибьюторы, зарабатывающие на голливудских блокбастерах, могут позволить себе заплатить дополнительную пошлину. Зато такое решение может ударить по рынку авторского кино.
— Я пытаюсь понять логику этого решения — и не могу, — говорит Клебанов. — Во-первых, кто будет отличать фильмы категории «Б» от всех остальных? Во-вторых, под определение «фильмы с низким коммерческим потенциалом» попадает все авторское кино. Все европейское, азиатское кино. Каких-либо признаков того, что в России существует засилье артхаусных фильмов, что именно братья Дарденны, Ким Ки Дук, Кешиш, Ларс фон Триер и прочие мастера кино угрожают российскому кинематографу, я не вижу. Так почему надо обложить особой пошлиной фильмы с низким коммерческим потенциалом? Потому что им и так плохо? Сейчас Министерство культуры вместе с Минэкономразвития попытаются сделать разнообразный мир кино двуполярным: или смотри американский блокбастер, или российское кино. Все, третьего не дано. Я не хочу вставать на позицию депутата Федорова, который говорит, что в России действует оккупационное американское правительство, но если бы вдруг американские мейджоры захотели пролоббировать в России какой-нибудь закон, ничего лучше они бы не придумали.
На самом деле во Франции давно существуют эффективные меры антимопопольного регулирования. Например, ограничение количества залов в мультиплексах, которые могут показывать один и тот же фильм. И эти меры работают.
— Что касается французской системы господдержки кино — на правительственном совете в том числе была озвучена идея введения целевых отчислений от кинотеатрального проката иностранных фильмов. Метод, который отлично себя зарекомендовал как раз во Франции.
— В России национальное кино, в отличие от иностранного, не облагается НДС. Как итог — мне как прокатчику гораздо выгоднее прокатывать российское кино. Давайте скажем: часть НДС, отчисляемого со сборов иностранных фильмов, целенаправленно направить на поддержку национального кино. И вопрос будет решен. Но они хотят к одному дополнительному налогу, который уже существует, добавить еще одну пошлину, причем для самых слабых. Прокат авторского кино и так в России переживает тяжелые времена — хуже я не припомню. Но нет, наверное, надо окончательно его добить…