Как сообщается на сайте Министерства культуры, причиной увольнения является наличие коррупционных признаков в деятельности теперь уже бывшего главреда «Киносценариев» Натальи Рюриковой. Возглавляя государственное издание, она сдавала в аренду помещения, где располагался вверенный ей журнал. Сама Наталья Петровна говорит, что действовала на законных основаниях, а Минкультуры не давал денег и надо было самостоятельно их каким-то образом изыскивать. И оценила происходящее как борьбу за недвижимость — старинный особняк в центре Москвы. По сообщениям Минкультуры новое руководство журнала совместно с налоговиками восстанавливает сейчас финансовую документацию для последующей проверки. Не исключено, что материалы будут переданы в правоохранительные органы.
Напомним, что галерея «Дом Нащокина» расположена в Воротниковском переулке, вблизи Триумфальной площади Открылась она в 1994 году выставкой работ Михаила Шемякина. Последней ее экспозицией, судя по всему, стала февральская выставка, посвященная кинорежиссеру Отару Иоселиани, который приезжал из Парижа в Москву на открытие по случаю своего 80-летия.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
- Как вы оцениваете ситуацию, связанную с закрытием журнала «Киносценарии»?
- Профессиональная пресса сегодня государству не нужна, как и искусствоведческая наука. Важнее зарплаты и отчеты по зарплатам ученых, специальные акции, за которые министерство отчитывается. Киноиздания его уже не интересуют. «Киносценарии» занимались сохранением профессии, качества сценарного дела. В том мире, в котором мы живем в последние годы, самое важное — это собственность. Важнее, чем ресурсы, потому как ресурсы можно где-то найти. По всей видимости состоится передача здания в центре Москвы Фонду кино, чтобы ему не приходилось снимать помещение. Зачем? Когда можно и так все получить.
- Фонд, по-моему, претендовал когда-то и на помещение НИИ киноискусства ?
- Что-то такое было. К несчастью, все искусствоведческие институты расположены в центре города. Это все лакомые кусочки для передачи богатым структурам.
- Наталью Рюрикову упрекают в том, что журнал выходил редко, а тиражи его в 2013 году составили 1 тысячу экземпляров. Но для специализированного киноиздания это ведь хорошая цифра?
- Очень хорошая. «Искусство кино» выходит тиражом в 3 тысячи экземпляров. Мы с 1984 года на рынке. У нас только что появилась электронная версия, над которой работало американское агентство. У нас огромная подписка в мире. В Министерстве культуры должны знать, какие теперь тиражи у литературных журналов. «Новый мир» выходит в гораздо меньшем количестве, чем это было в 80-е. Мы живем в другую эру. Теперь совсем другие возможности и аудитория. У нас порядка 500-600 тысяч посещений за год. Ничего подобного в бумажной версии быть не может. Нам государство выделяет 15 процентов необходимого бюджета.
- А Рюрикова говорит, что она вообще не получала денег от государства.
- Если государство заинтересовано в том, чтобы снимались такие фильмы, как «Сталинград» и «Легенду N17», то оно должно понимать, что надо для этого учить людей. Сейчас ведь ужасающий сценарный голод. Скажу вам как эксперт, что в нашей стране требуется 800 сценариев в год. Это огромный объем. Телевидение снимает 600-650 фильмов, кинематограф - около 80. Надо учитывать еще и 2-3-летний цикл создания картин. А у нас нет 400-500 высококлассных сценаристов.
- А вы знаете, кто такой Соснов, фигурирующий новый глава «Киносценариев»?
- Я не знаю, но такие люди всегда находятся. Людей снимают, как это было с Кириллом Разлоговым, а потом оказывается, что некому что-либо создавать. Президент поручил Владимиру Ильичу Толстому разработать основы новой культурной политики. Кто их будет создавать? Наступили тяжелейшие времена. Дело не в Украине и даже не в экономике, а исключительно в идеологии и культуре.
Павел Финн, кинодраматург
- Что вы думаете о происходящем вокруг журнала «Киносценарии» и галереи «Дом Нащокина»?
- Происходит естественный для нашего времени процесс захвата помещения. Интересно наблюдать за тем, как Министерство культуры уничтожает культуру. Один из весьма достойных очагов культуры в Москве, что подтверждено большим количеством посещений, и замечательных выставок, которые там проходили. Министерство культуры интересует не столько культура, сколько это здание - лакомое по своему местоположению. Насколько обвинения, предъявляемые Натальи Рюриковой, голословны? Думаю, что она — человек опытный , чтобы подставляться таким наивным образом и сдавать помещения самой себе. В этой формулировке есть какое-то лукавство. Думаю, что незаконность данного действия подлежит юридическому анализу, скорее всего в пользу Рюриковой. Я прочитал про реакцию Гильдии сценаристов, на заявления о том, что альманах якобы не имел никакого отношения к сценариям. Поскольку я на протяжении нескольких лет был свидетелем всей его судьбы, принимал участие в ней, хорошо знаю, что Гильдия сценаристов никогда не поддерживала «Киносценарии» в тяжелый момент. Министерство культуры не давало денег на него, но признавало его существование. Если даже какие-то деньги и шли на издание журнала, это было компенсацией тех денег, которые не давало Министерство культуры. Я очень расстроен происходящим, как и многие люди в Москве.
- Рюриковой предъявляют претензии криминального толка. Неужели люди пойдут на то, чтобы опорочить человека, чтобы получить здание любой ценой?
- Суждения часто выносят малосведущие люди. Надеюсь, что была соблюдена законность при оформлении договоров аренды. Когда на кону стоит здание в центре Москвы, то иногда кто-то может и покривить душой. Не могу утверждать, что это клевета ради недвижимости. Чиновники тоже могут ошибаться. Надо все выяснять.