64-й Берлинале завершился экстремальным триумфом азиатского кино

Единственная лента от России отмечена спецпризом.

В субботу вечером жюри 64-го Берлинского кинофестиваля под руководством американского сценариста, продюсера и многолетнего соратника Энга Ли («Горбатая гора», Крадущийся тигр, затаившийся дракон») Джеймса Шамуса вынесло прелюбопытное, если не сказать экстремальное решение, какого никто не мог и просчитать. 

Единственная лента от России отмечена спецпризом.
Фото: berlinale.de. Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед».

Начнем с того, что звездная дорожка Берлинале не блистала звездами первой величины. Как всегда было много немецких актеров. Местная публика их боготворит, она приносит фотографии своих кумиров, альбомы, чтобы получить автографы. И ее любимцы платят взаимностью, подолгу разговаривают с поклонниками прямо у входа в фестивальный дворец. Чем хорош Берлин, так это тем, что любой желающий запросто может приблизиться к звезде, придти и наблюдать за происходящим. Не прогонит никто. Так вот по звездной дорожке шли в основном китайские кинематографисты. Одного из актеров Ляо Фана можно было увидеть еще до церемонии у ближайшего отеля. Сразу же было понятно, что он – потенциальный лауреат. Вид Ляо Фан имел парадный, одет был с иголочки, лацкан пиджака украшали цветы. В итоге он и отхватил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. На звездной дорожке появился и чеченский мальчик Рамазан Минкайлов, снявшийся в австрийской ленте «Макондо» иранки по происхождению Судабех Мортизан. Порадовала взор одна из китайских актрис в прозрачной юбке, расшитой китайскими цветами. В целом же ничего примечательного на красной дорожке не происходило. Директор фестиваля Дитер Косслик встречал гостей в своей фирменной шляпе и красном шарфе. Член жюри и любимый актер Вонга Кар-Вая Тони Люн позировал перед камерами со спутницей в причудливом платье. Другой член жюри - австрийский актер Кристоф Вальц – всем своим обликом напоминал клерка. С почестями встречали покровителя Берлинале, мэра города Клауса Воверайта, который как всегда появился в сопровождении своего партнера (так и было сказано со сцены без обиняков). И это ни для кого не тайна.

Можно сказать, что нынешний Берлинале впал детство. Сразу несколько фильмов рассказывали о трудностях юного возраста в непредсказуемом мире. детей. И если бы победила американская картина «Отрочество», лучшая по мнению критиков и многих зрителей, то фестиваль бы поставил красивую точку. Но ее режиссер Ричард Линклейтер удостоен лишь приза за режиссуру - прекрасная награда, но в данном случая явно недостаточная. На протяжении 12 лет он работал над этой картиной и теперь выглядел расстроенным. Рассчитывать можно было на главного «Золотого медведя». Линклейтер собирал свою группу периодически в течение многих лет и фиксировал те возрастные изменения, который происходили с его актерами и героями. В фокусе внимания оказался прежде всего Мэйсон, которого растит мать-одиночка. Сыграл его Эллар Колтрейн, за которым зритель следит, начиная с 6-летнего возраста. Для того, чтобы проследить, что с ним происходило до 18-летия, авторам картины понадобилось около трех часов экранного времени. В свое время Никита Михалков снял свою старшую дочь в документальной картине «Анна: от 6 до 18», показал, как она росла и развивалась. Линклейтер тоже снимал свою дочь Лорелей, сыгравшую сестру Мэйсона. На пресс-конференции Линклейтер в ответ на выкрики журналистов, что его фильм лучший, сказал: «Призы – не самое главное. Я почувствовал единение зала на показе. Это лучшая награда. Мог ли я надеяться, начиная проект, что он будет доведен до конца, что никто из актеров не сойдет с дистанции. Но это получилось. И я рад».

Вслед за жюри ФИПРЕССИ, отдавшего голоса 91-летнему классику Алену Рене за фильм «Жизнь Райли» («Любить, пить и петь»), жюри основного конкурса поступило совсем уж экстравагантно, вручив ему приз Альфреда Бауэра (основателя Берлинале»), который традиционно присуждается на инновации и перспективы. Сам Рене за наградой не приехал. Но продюсер картины заметил: «В свои почтенные годы Ален Рене остается по-прежнему новатором. Такое ощущение, что с каждой картиной он молодеет. С ним приятно работать. В ближайшее время Ален начнет работу над новым фильмом». Исполнитель одной из ролей, изысканный и тоже немолодой актер Андре Дюссолье заметил: «Этому молодому парню награда будет приятна».

Приз за лучшую женскую роль достался Хару Куроки, сыгравшей служанку, написавшую книгу воспоминаний о пережитом в годы войны, в картине «Маленький дом» Ёдзи Ямады. Ямада. Японский классик рассказывал в Берлине, как сам пережил все ужасы Второй мировой войны, вспоминал о том, что творилось на его родине, когда сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. С этим он живет всю жизнь. Трогательная и невинная Хару Куроки в изысканном праздничном кимоно выглядела со сцены ребенком. Ее традиционные японские поклоны залу и Кристофу Вальцу, вручавшему награду, вызывали умиление. Хотя говорить о каком-то актерском открытии в данном случае не приходится. Видимо, так карта легла.

Лучшим актером стал Ляо Фан, тот самый, что стоял при полном параде у отеля. Он сыграл в по-своему изысканной и убойной китайской картине «Черный уголь, тонкий лед» Йинана Дяо. Его герой расследует давнее преступление. Зимний Китай выглядит непривычно. Герои все время катаются на коньках, а потом разъезжаются с катка по бескрайним ледовым дорогам, напоминающим взлетно-посадочные полосы. Выглядит это инфернально и устрашающе. Кто-то занимается любовью в кабинке колеса обозрения на большой высоте да еще в холодное зимнее время. Тут запросто рубят друг друга лезвиями коньков, расчлененные труппы бросают с моста в вагоны с углем. А потом эти куски находят рабочие. У китайца, как у русского, загадочная душа. Постичь ее невозможно. Сам режиссер производит впечатление скромного интеллигентного человека, и его облик не вяжется с теми ужасами, которые он учинил на экране. Но эти странные картины так и стоят перед глазами. А фильму не откажешь в стиле. Видимо, «Черный уголь, тонкий лед» очень понравился жюри, раз оно дало ему два приза, один из которых главный - «Золотой медведь» лучшему фильму. Награждена и еще одна китайская лента «Массаж вслепую» за так называемые артистические (художественные) достижения, как здесь называют работу оператора. За неимением победителя на сцену вышел режиссер Лу Е в сопровождении одной из незрячих актрис, которая испытывала потрясение от происходящего.

«Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона отмечен Гран-при. Группа звезд первой величины, задействованная в нем, получила все почести еще в день открытия фестиваля. И красная дорожка, благодаря их присутствию, выглядела достойно. Теперь авторы фильма колесят по миру, где проходят премьеры. Андерсон прислал письмо, в котором говорилось о том, что прежде он получал какие-то шоколадные пальмы, игрушечных львов, а вот теперь удостоен настоящего металлического медведя. Его он поручил забрать Дитеру Косслику. Вообще-то это выглядело странно на фестивале класса Берлинале, хотя и забавно.

За лучший сценарий отметили еще одного казавшегося очевидным претендента на главную награду – немецкий «Крестный путь». Награду получали брат и сестра Дитрих и Анна Брюггеманн – совсем еще молодые люди. На пресс-конференции, состоявшейся после церемонии, они рассказали, как работают вдвоем. Он пишет диалоги, отправляет сестре, а та уже встраивает их сценарий. «Крестный путь» отметило также экуменическое жюри. В Германии он, наверняка, будет иметь хороший прокат, потому что затронул болевую тему, связанную с крайними проявлениями католицизма.

Единственная участница от России, анимационная лента «Мой личный лось» Леонида Шмелькова отмечена в программе «Поколение» спецпризом. В качестве поощрения к награде прилагается еще и 2500 евро. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26456 от 17 февраля 2014

Заголовок в газете: Берлинале впал в детство

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру