Ему перевалило за 50, но он пользуется бешеным успехом у совсем молоденьких зрительниц, повторяющих как заклинание: Клуни, Клуни… Их кумир выглядел безукоризненно в элегантном темном пальто — как истинный денди. На его фоне Мэтт Дэймон напоминал скучного ботаника. Зато Билл Мюррей два вечера удивлял публику. В день открытия фестиваля он появился в странноватой шляпе, с массивным фужером мартини, осушив его одним глотком перед выходом на красную дорожку. На премьере «Охотников за сокровищами» актер походил на приехавшего в город из деревни колхозника: клетчатая рубашка, пиджачок не по росту, совсем уж прикольная и нелепая шляпа. Кстати, в фильме Клуни Мюррей в какой-то момент — один в один Михаил Горбачев. Режиссерам, раздумывающим, кого бы снять в роли Президента СССР, следовало бы обратить на это внимание.
Перед премьерой произошло чрезвычайное происшествие. В самом начале пресс-показа «Охотников за сокровищами» наш коллега, русский журналист, давно живущий в Берлине, почувствовал себя плохо. В зале раздались крики: «Остановите показ! Доктора!». Минут 15–20 ждали приезда врача. Кто-то начал оказывать посильную помощь, а кто-то снимать на камеру... А потом пришлось ждать, пока перезапустят фильм. Кино теперь показывают не на пленке, которую в любой момент можно остановить, а в DCP. После перерыва сеанс невозможно продолжить. Для этого надо запрашивать у продюсеров код, поскольку любой показ запрограммирован на определенное время.
«Охотники за сокровищами» оказались средней и ура-патриотической картиной. Джордж Клуни, будучи человеком просвещенным, знает, что во Второй мировой войне участвовали не только союзники, но и Советская армия. Но русские медленно соображают, так что американцы первыми проникают в закрома, где спрятаны полотна старых мастеров и прочие сокровища, конфискованные нацистами, и даже успевают вывесить свой флаг. Всякий раз, когда герой Клуни со товарищи, а это знатоки изобразительного и монументального искусства, находят все новые артефакты, зал насмешливо аплодирует. Череде таких подвигов нет конца. До высот своей прежней картины «Доброй ночи и удачи» Клуни далеко. У нас всякий раз режиссеров, снимающих фильмы о войне, упрекают в сытости и мордатости физиономий на экране. У Клуни лица артистов лоснятся от благополучия и сытости. И ничего, никого не передернуло, потому как война по-голливудски постановочная.
На Берлинале Джордж Клуни держал ответ за свой видеоролик в поддержку событий на Майдане: «Братья Кличко, ставшие лидерами оппозиционного движения, — мои друзья еще с тех пор, как Владимир Кличко снимался в моем фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Юлия Тимошенко не совершала преступления, но все еще находится в тюрьме. Протесты в Киеве проходят в очень трудное время, и немало хулиганов, оказавшихся на стороне оппозиции, осложняют и без того напряженную жизнь. Предстоит длительная борьба, но важно то, что люди задумались о собственном самоопределении». К Клуни обращались так, словно он политический деятель или как минимум министр культуры, отвечающий за возврат художественных ценностей, оказавшихся в других странах. В частности, речь зашла о возврате древнегреческих артефактов Британским музеем на историческую родину. Клуни высказался за скорейшие договоренности между двумя странами по этому вопросу.
Фильмы, показанные в основном конкурсе, пока не особенно радуют киноманов. Больше всего разговоров вызвала немецко-австрийская костюмная мелодрама «Возлюбленные сестры» Доминика Графа о частной жизни поэта и драматурга Фридриха Шиллера. Немецкий гений, оказывается, одновременно жил сразу с двумя сестрами. За любовным треугольником в сериальном духе зритель наблюдает 2 часа 50 минут. Женился Шиллер на младшей сестре Шарлотте, которая потом родила ему четверых детей, и любил старшую и замужнюю Каролин, нарушив предварительные договоренности — любить друг друга исключительно братской любовью.
Ларс фон Триер, как и следовало ожидать, в Берлин приехал, но с журналистами не общался. Интервью и пресс-конференции он предпочел фотосессию в майке с надписью «Персона нон грата». Как известно, таковым его назвали после скандала в Каннах в 2011 году, где он наговорил лишнего и был обвинен в симпатиях к Гитлеру. Его любимый актер Стеллан Скарсгард вспоминает теперь о том, как дети Триера шли в школу, а им вслед неслись слова: «Ларс фон Триер — нацист». Начиная новую картину, он позвонил и сказал: «Моя следующая работа — порнофильм, но тебе надо быть готовым ко всему». Предваряя выход «Нимфоманки», Триер называл ее заключительным фильмом «Трилогии депрессии», куда также вошли «Антихрист» и «Меланхолия». Все три с участием Шарлотты Генсбур. Триер обещал, что «Нимфоманка» будет «экстремально длинной, экстремально скучной и экстремально философичной». Отчасти так и получилось.
Представлять первую часть картины в оригинальной авторской версии, отличной от прокатной, в Берлин приехали актеры Шайя Лабаф, Ума Турман, Стеллан Скарсгард и дебютантка — модель и актриса Стэйси Мартин, сыгравшая героиню Шарлотты Генсбур в юности. Звезда «Трансформеров» сыграл у Триера единственную настоящую любовь героини и подготовился к представлению фильма не менее тщательно, чем к смене амплуа на экране. Шайя Лабаф появился на красной дорожке Берлинале в строгом черном костюме и бумажном пакете на голове с дырочками для глаз и надписью: «Я больше не знаменитость». На пресс-конференции он вел себя не менее загадочно: не переставая, двигал челюстями, показывая, что он жевать на всех хотел (во рту была жвачка). А на единственный вопрос про сцены откровенного секса с его участием ответил: «Чайки следуют за траулером только потому, что они думают, будто сардины выкинут в море. Спасибо большое». И ушел не попрощавшись.
Исполнительница главной роли Шарлотта Генсбур, не приехавшая в Берлин из-за съемок в Канаде, рассказывала еще перед премьерой в Дании: «Я думаю, что в характере моей героини сосредоточен сам Ларс и все то, что он думает о женщине. Он словно бы разделился между моей Джо, рассказывающей о своей сексуальной жизни, и Селигманом, которого сыграл Стеллан Скарсгард. Некоторые считают, что Ларс ненавидит женщин. Но я думаю, что это не так. Напротив, он их любит. Ларс показал темные аспекты самого себя, сделал это с юмором. Он понимает каждого из нас гораздо глубже, чем мы сами».
Посмотрев «Нимфоманку» в авторской версии уже после прокатной, можно сказать, что никакой кардинальной разницы между ними нет. Первая длится 145 минут, вторая — 118. Изъятыми оказались несколько совсем уж «интимных мест» в рабочем состоянии. Этим кадрам легко прикрепить ярлык откровенного порно. Не более и не менее того. Но и обычному, нефестивальному зрителю вполне хватит острых ощущений. Так что сам факт существования авторской версии выглядит как умелый пиар-ход. Хотя сердцу трепетного художника дорог каждый нюанс.