Генеральный директор студии Карен Шахназаров блистательно справился с ролью конферансье и старался всем дать слово для воспоминаний и поздравлений, но задача оказалась трудновыполнимой. 90 лет славного пути нашей кинофабрики, создавшей золотой запас отечественного кино, сложно поместить в один вечер.
А звездных гостей охватила бесконечная ностальгия.
— В 1947 году была денежная реформа, мама выдала мне новый рубль, я купил билет на утренний сеанс и впервые увидел прекрасную эмблему студии — памятник рабочему и колхознице, с замиранием сердца смотрел, как камера делает круг и возникает надпись: «Мосфильм», — поделился оскароносец Владимир Меньшов. — С тех пор у меня каждый раз замирает сердце, когда я вижу эту заставку, я всякий раз уверен, что увижу что-то необыкновенное.
Вера Алентова напомнила, что 34 года назад, в год московской Олимпиады, 11 февраля состоялась премьера фильма «Москва слезам не верит»:
— Я не считаю себя киноактрисой, вся моя жизнь связана с театром, но роль Кати Тихомировой позволила мне побывать во многих странах, увидеть весь мир, это мое актерское счастье и везение.
— Вначале объединили две частные дореволюционные киностудии — Ханжонкова и Ермольева, они обосновались в деревне Потылиха, где и находится нынешний «Мосфильм», — напомнил историю студии сам генеральный директор. — В январе 1924 года появилась первая продукция объединения: фильм Бориса Михина «На крыльях ввысь». Название «Мосфильм» родилось в 1931 году, в 1947 году на экраны вышла «Весна» Григория Александрова, где впервые возникла легендарная, узнаваемая во всем мире эмблема студии с изображением скульптуры Веры Мухиной. За 90 лет на «Мосфильме» снято более 3,5 тысячи картин. Рекордсмен по поставленным на студии картинам — Эльдар Александрович Рязанов. Их 28!
Память о суровых директорах советской студии сегодня окрашена в теплые тона.
— Николай Досталь снимал свой первый фильм «Шура и Просвирняк» по моему сценарию, — делился кинодраматург Александр Бородянский, который 3 февраля отметил свое 70-летие. — Тогдашний директор студии Николай Сизов — бывший генерал милиции и убежденный сталинист — сценарий ругал, говорил: тут убрать, тут изменить. Мы понуро соглашались, хорошо, Николай Трофимович, скажем группе, что вам не нравится. Он вскинулся: «Зачем? Скажите, Сизов одобрил. Мне ни один сценарий в жизни не нравился, так что же — «кина», что ли, не должно быть?»
И кино снималось, несмотря ни на что. Порой самое неожиданное. Об этом поведал Александр Ширвиндт — с присущим ему умением так шутить с невозмутимым лицом, что все падают от хохота: «В начале 90-х вдруг пришло приглашение от итальянского режиссера сняться в фильме «Осада Венеции». Утвердили Иннокентия Смоктуновского, Всеволода Ларионова, Сашу Абдулова и меня. Кеша сказал, что будет два договора — мосфильмовский и итальянский, ведь, ясное дело, сниматься поедем в Италию. Когда мы собрались уже в Венецию, пространство около мосфильмовских гаражей залили водой, приволокли гондолы, на нас напялили рясы, и мы плавали в этой луже. Мимо шел Сергей Бондарчук, наклонился ко мне и спросил: ребята, как вам наша Венеция? Тут я понял, что «Мосфильм» — великая организация, может все.
Легендарный директор фильмов Георгия Данелии Николай Гаро рассказал, как вдруг стал артистом, сыграл господина ПЖ, перед которым делают «два раза ку» персонажи фильма «Кин-дза-дза».
— Мы сидели в пустыне на съемках, Данелия лично приклеивал детали к декорациям, а клея было мало — тогда абсолютно все было дефицитом. Работа шла медленно, мы не могли вызвать Ролана Быкова, утвержденного на роль ПЖ по высшей актерской ставке. Вдруг Гия говорит мне: ты сыграешь. Так я попал в кадр.
Олег Табаков вспомнил свою первую роль — в фильме Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь» и как режиссер прошел с ним линию Николая Ростова, просто так — лишь для того, чтобы молодой артист лучше понял современного героя, опираясь на классику. Но ничто в жизни не случайно. Прошли годы, и Табаков сыграл в «Войне и мире».
— Скоро мне стукнет 80, у меня два театра, актерская студия, четверо детей, пятеро внуков, младшей дочери Маше 7,5 года, и я еще надеюсь многое успеть, — бодро доложил Олег Павлович.
Про круглые даты говорили много. 40 лет на «Мосфильме» Карен Шахназаров, 55 лет провел на студии главный оператор «Войны и мира» Анатолий Петрицкий, 60 лет — Николай Бурляев, который начал сниматься еще ребенком. Как и Светлана Дружинина, мечтавшая стать балериной. Но мир кино закружил ее, когда в 1953 году красивую девочку пригласили сняться в первом выпуске киножурнала «Фитиль». Кстати, Светлана Сергеевна собирается вспомнить актерскую профессию и сыграет главную роль в новом мини-сериале. Съемки пройдут на «Мосфильм».
Закончили вечер, как и полагается, песней. «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», — спел без фонограммы классический хит из советской киноклассики «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин. Артист, который старше «Мосфильма», — ему 99.