Определяли имена номинантов около 90 критиков, киноведов и киножурналистов. На основе их голосования уже экспертный совет премии в составе 43 человек сделал окончательный выбор. Героем дня стал кинорежиссер Александр Велединский. В течение торжественного вечера ему несколько раз пришлось выходить за наградами — трогательными белыми слонами, придуманными мультипликатором Иваном Максимовым, и самым настоящим глобусом. Его «Географ…» признан критическим цехом не только лучшим фильмом прошедшего года, но и принес награды Константину Хабенскому и Елене Лядовой. Они стали лучшими исполнителями мужской и женской ролей. А за наградами сами не пришли, потому что снимаются в новых картинах, и Александру Велединскому пришлось прямо со сцены отправлять им поздравительные sms.
После такого триумфа в адрес критиков посыпались упреки в том, что они не должны поощрять мейнстрим, а обязаны подмечать ростки чего-то нового и экспериментального. Но «Географ…» все же арт-мейнстрим, а выбор сделан не высоколобыми киноведами, а широким кругом журналистов, пишущих о кино, и вполне отвечает их вкусам и предпочтениям.
Лучшим режиссером критики назвали Киру Муратову, представленную фильмом «Вечное возвращение». Отдельный приз «Голос» от лица молодых критиков тоже достался этой картине.
Самым заметным дебютом признан многострадальный «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, пролежавший год чуть ли не под кроватью по неопытности его создателей, а потом угодивший в жернова новой кинополитики с ее многочисленными запретами и фобиями по части гей-пропаганды. А талантливый Евгений Ткачук, сыгравший в «Зимнем пути» одну из главных ролей, получил «Слона» за роль второго плана.
Картина Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» отмечена за сценарий (Денис Осокин приехал получать «Слона» из Казани), работу художников (Зорикто Доржиев и Артем Хабибулин) и операторскую работу (Шандор Беркеши, перед камерой которого прошли десятки прекрасных женщин — 28 луговых мари и даже мужчина, ставший лесным существом женского пола). Одна из мари — актриса Юлия Ауг — получила награду за роль второго плана, но в картине «Интимные места», о которых все время говорили на церемонии. Ведь что ни фильм, то что-то нарушающее общественный покой и не соответствующее пуританским нормам.
Лучшей документальной работой стала черно-белая «Кровь» питерского режиссера Алины Рудницкой, показавшей жизнь страны на примере отдельно взятой станции переливания крови.
Глава «Союзмультфильма» Михаил Алдашин победил в анимационной номинации с картиной «Бессмертный» — о человеке, бежавшем из страны бессмертия на свою родину, где не осталось никого из дорогих ему людей.