Как в любом байопике, когда продвинутой публике уже известно, чем все закончится, в случае с «Волком с Уолл-стрит» не так важно, что происходит на экране. Главное — как. Сценарий, написанный создателем «Подпольной империи» Терренсом Уинтером (на всякий случай напомним, что Скорсезе числится на сериале одним из главных продюсеров), набит похабными шутками и откровенными сценами, как счет Белфорта в швейцарском банке в его лучшие времена. Каждая из них открывает огромный простор для визуализации — и Скорсезе, забыв про свои 72 года, уходит в полный отрыв.
Оргии в самолете, оргии в офисе, оргии дома. Запрещенные лекарственные препараты. Алкоголь. Безумие, творящееся на экране, обжигает своей откровенностью. И не дает отделаться от одной и той же мысли: все это происходило на самом деле.
Ди Каприо не просто вошел в образ современного Гэтсби (тот тоже происходил из простых, любил вечеринки и большие деньги в обход закона). Он полностью слился со своим героем — настоящим Белфортом, в общении с которым актер провел немало времени, готовясь к роли. Достаточно для того, чтобы сделать следующий вывод:
— В те годы Белфорт был похож на императора Калигулу наших дней. Он был совершенно непримирим в своей жажде богатства и безумном потреблении.
С не меньшим упоением окунулись в работу остальные герои блестящего кастинга. Джонна Хилл сыграл правую руку Белфорта — его любимого вице-президента, уморительного толстяка в больших очках с обычными прозрачными стеклами, которые он носит для солидности. Жену Волчонка (так ласково друзья называют своего Волка с Уолл-стрит), потомственную герцогиню, понимающую все желания супруга с полуслова, — роскошная блондинка Марго Робби. Опытного брокера, научившего Белфорта главным премудростям работы на бирже (если коротко — мастурбировать два раза в день и держать поблизости кокаин), — Мэтью Макконахи. Швейцарского банкира, готового поступиться законами США ради благополучия своего клиента, — главный герой «Артиста» Жан Дюжардан.
Но «Волк с Уолл-стрит» не просто коллективная биография главных гедонистов наших дней. В тот момент, когда глаза устанут лезть на лоб, а живот окончательно сведет от смеха, зритель останется один на один с целым ворохом не совсем моральных вопросов.
И если у такого понятия, как мошенничество, есть юридическое определение и соответствующая статья в уголовном кодексе, то что делать с теми, для кого деньги — воздух. Кто впитывает их в себя, как кислород, отправляя в атмосферу углекислый газ, принимающий очертания 45-метровой яхты, вертолета или виллы.
Кто в этой ситуации виноват больше — умный лжец или богатые дураки, позволяющие наживаться на своей алчности?
Пожалуй, единственное, что здесь не вызывает сомнений, — исключительность самого фильма. Чуть ли не лучшего в карьере Мартина Скорсезе. И уже сейчас — одного из главных в карьере Леонардо Ди Каприо.
Дело за «Оскаром», на котором у «Волка с Уолл-стрит» целых пять номинаций, включая награду за лучший фильм, режиссуру и главную мужскую роль.