Денис Банников родился в Саратове в актерской семье, окончил актерский факультет ГИТИСа, где сначала учился у Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, а после армии у Евгения Лазарева, которого теперь привлек к съемкам в своем фильме. Служил в «Сатириконе» год, потом работал дворником, прежде чем оказался на телевидении. Написал 8 сценариев, по одному из них снял фильм «Больше-меньше». И вот теперь приступил к новому проекту. Снимали в Крыму, потом перебрались в Москву. Денег на проект «Дуэль. Лермонтовъ—Пушкинъ» молодого режиссера Дениса Банникова не дали, сколько ни бились во все двери, включая Министерство культуры. Все остались глухи. Вот и решили начинать производство своими силами.
Застать съемочную группу удалось в подмосковном Подольске, на территории старинной усадьбы «Ивановское». В этот день снимали сцену в светском салоне, где Пушкин и Лермонтов играют в буриме (литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов). Между ними вспыхивает ссора. Дело закончится дуэлью. События происходят в 1857 году, после окончания Крымской войны. Между тем среди действующих лиц помимо Пушкина и Лермонтова: Грибоедов, Николай I, Бенкендорф и другие известные персонажи, которым авторы фильма продлили жизнь, не дав умереть в положенный срок. Пушкин, как известно, погиб 37 лет от роду, в 1837 году. А Лермонтов был убит на дуэли в 26-летнем возрасте в 1841 году. А на экране им предстоит пережить Крымскую войну 1853–1856 годов. Лермонтов даже станет участником обороны Севастополя, а Грибоедов напишет продолжение «Горя от ума».
— Пушкин окончательно отойдет от вольнодумства, — рассказывает Денис Банников. — Он теперь статский советник. По-прежнему женат на Наталье Гончаровой. Все время выглядывает в окна, смотрит, когда же она приедет. А она все такая же красавица. У них взрослые дочери и сыновья. Пушкин в порядке, как теперь говорят. У него несносный характер, острый ум и проблески былого таланта. Но он уже ничего не пишет, издает журнал для взрослых «Шалопай», где публикуются фривольные истории. Он вылез из долгов, живет на широкую ногу, у него хороший дом. Участвует в создании «Истории дома Романовых», которую заказывает Николай I. У Лермонтова все по-другому. Какое-то время он продолжал служить с Мартыновым в одном полку, но после вышел в отставку в чине майора. Женат не был, зато участвовал в бесчисленных дуэлях. Побитый жизнью человек. Все, что у него есть, — бабкино имение да права на «Маскарад», но идет он на сценах плохо. Живет Лермонтов один в меблированном номере, проигрывает в карты.
Фильм начинается с пушкинской дуэли с Дантесом. Она заканчивается иначе, чем было на самом деле, но детали сюжета пока хранятся в секрете. Как и имена исполнителей ролей Пушкина и Лермонтова. Актеров подбирали долго. Изначально предполагалось, что Пушкина сыграет американец Арманд Ассанте. Но в итоге роль досталась московскому актеру, с которым Денис Банников уже работал. Он похож на Пушкина и старше него.
— В принципе, можно любому артисту приклеить бакенбарды, — говорит Денис. — Но нужна внутренняя емкость, чтобы играть таких людей. Эта роль требует от актера несовременности. В середине XIX века сорокалетний человек считался пожилым. Мы делаем возрастной грим. Но главное не то, какие морщины, а какой человек скрывается под ними.
Лермонтова сыграет актер из Севастополя. На съемках к нему обращались: «Гена!» Фамилию мы узнаем, когда фильм будет готов.
Для погружения в роль «Лермонтов» спал в мундире.
— Мне нужно понять, что чувствует человек, который с мундиром не расстается. Я должен в нем спать, кутаться в него, когда холодно, расстегивать, когда жарко, сжиться с ним, — говорит актер.
Жанна Воробьева сыграет некую даму, чей тип широко распространен и теперь. Она же — продюсер картины. Легендарный латвийский актер, звезда советского кино Арнис Лицитис тоже исполнит роль вымышленного персонажа барона фон Берга. Его прибалтийский акцент оказался весьма кстати. Александра Бенкендорфа, которому тоже продлили жизнь, сыграет Евгений Лазарев, живущий в последние годы в США. Ему 76 лет, и он в прекрасной форме.
Авторы понимают, что в них полетят камни, ведь они подняли руку на святое.
— Нас будут бранить, искать, где пуговица не так пришита. Но мне неинтересно снимать фильмы про то, как трое мужчин обсуждают свою любовницу, не зная, что это одна и та же женщина. Уже столько фильмов снято про пупок. Это уже своего рода постмодернизм: за стаканом элитного напитка рассуждать про сложные сексуальные фрустрации нашего общества, — говорит Денис.
Но «интимные места» в фильме все-таки будут. Авторы использовали воспоминания Пушкина о Долли Фикельмон. И ее собственные, в которых она описала, как они лежали на медвежьей шкуре, сочиняли стихи и эпиграммы.
— Это только Ленин был из камня и гранита. А мы хотим показать, что Пушкин — не памятник. И по его стихам это видно. Памятники такие стихи не создают, — говорит Денис.