В основу сценария положен автобиографический роман «И ад следовал за ним» советского разведчика Михаила Любимова, известного под прозвищем Улыбающийся Майк. Правда, посоветовавшись с автором, Бортко решил перенести действие из прошлого столетия в наши дни.
Состав актеров звездный: одну из ролей играет англичанин Малкольм Макдауэлл, другую — француженка Сандрин Боннэр . В русской команде работали Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Армен Джигарханян, Андрей Чернышов, Марина Александрова, Даниил Спиваковский.
Съемки начались в мае этого года, и за короткий срок группа успела исколесить несколько стран: актеры побывали в Париже, в Швейцарии, в Марокко. Много сцен снималось и в Петербурге, для картины были использованы не декорации, а реальные интерьеры старых квартир, натурой послужили улицы центра города, Сытный рынок.
В ирландском пабе на Фонтанке главный герой (Чернышов) встречался с членом английского парламента (Макдауэлл), небольшая сцена их диалога снималась не один час. Но никто не требовал перерыва и не изнывал от духоты, хотя софиты грели мощно, а герои были в костюмах-двойках и рубашках с длинным рукавом.
Из квартиры на Петроградской стороне киношники сделали апартаменты в Каире, там расположился дом Бригитты (Марина Александрова). По сюжету, это любовница героя Даниила Спиваковского, бывшего сотрудника КГБ, перевербованного на Западе. Он заманивает нашего разведчика в ловушку, дело кончается дракой.
Вопросу, не капризничают ли у него актеры, Бортко даже удивился. И пояснил, что такого желания на его картинах не возникает даже у маститых и знаменитых. На съемках сцены под Женевой, где Армен Джигарханян сдает свои «явки и пароли» главному герою, была отвратительная погода. Тем не менее артист и не думал об осадках, а режиссер — о переносе съемок. Интересно, что помимо участия в картине ВГТРК и Фонда кино много денег на «Душу шпиона» выделил кузбасский предприниматель Геннадий Козовой. На вопрос, во сколько же все-таки обошлись столь масштабные и динамичные съемки, режиссер нам не ответил. Зато подробно поговорил с корр. «МК» об остальном.
— О каких тонкостях шпионской деятельности вы узнали, работая над фильмом?
— Ни о каких. Кино не об этом, а о самочувствии современного шпиона. В арсенале используемых им средств обычно такие инструменты, как обман, воровство — скажем, информации, документов — и другие некрасивые вещи. Чем это оправдать? Со Штирлицем–Исаевым, к примеру, все было предельно просто и понятно. Шла война. Он защищал интересы Родины. И тем самым всегда был прав, даже когда убивал. А сейчас? Мой герой нашел для себя такое оправдание: он не служит конкретному правительству, а служит стране, которую любит, интересам этой страны и ее народа.
— Как в картину попал Малкольм Макдауэлл?
— Он абсолютно точно соответствует тому образу, который играет. Я сразу выбрал его на роль члена английского парламента.
— Будет ли на экране любовная линия?
— А как же! Какое кино без любви? Разве что знаменитое «Прибытие поезда»… У героя Чернышова в картине есть женщина, и не одна. Они имеют непосредственное отношение к его профессии.
— По сюжету, часть событий происходит в Египте. Как снимали там? Не коснулись ли вас политические события этой страны?
— Коснулись, поэтому всю египетскую натуру мы снимали в Марокко. Все-таки ситуация в Египте довольно нестабильная, и рисковать было бы глупо.
— Почему вы взялись за картину по такому необычному сценарию?
— Для меня он обычный. Ведь все, что я делаю, напрямую связано с политикой. Начиная от «Собачьего сердца» и заканчивая «Тарасом Бульбой». И новая картина тоже связана с тем, что я думаю о современной России — стране, которую очень люблю. И пытаюсь ей помочь, в том числе и своими картинами.