Жюри возглавлял Сергей Бодров, который и объявил, что «Околофутбола» выводится за черту обсуждения как картина, не соответствующая моральным и гуманистическим требованиям. Кажется, такого не было ни на одном фестивале. Ситуация усугубляется еще и тем, что продюсер фильма Сергей Сельянов не раз работал с Бодровым-отцом и его сыном. «Околофутбола» отдаленно, но не по художественным качествам, а по существу чем-то напоминает «Брата» Алексея Балабанова. Там Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова-младшего произносит жесткие фразы в адрес людей нерусской национальности и задает знаменитый теперь вопрос: «В чем сила, брат?». Ответ на него разошелся как афоризм: «Сила не в деньгах, а в правде».
В «Околофутболе» нам решили рассказать всю правду о футбольных фанатах. В зале во время просмотра периодически раздавались аплодисменты: когда фанаты мстят за избитого кавказцами парня, громят ресторан, где собираются «приезжие», и когда наступают на омоновцев. Тема взрывоопасная, и авторы фильма не то чтобы безответственно к ней подошли, но что-то важное упустили, не ответив на многие вопросы. Жюри во главе с Бодровым было шокировано во время показа поведением околофутбольных фанатов. Это, возможно, и повлияло на эмоциональное решение изъять фильм из конкурса.
Картина даже не о футбольных фанатах, которые появились на свет не сегодня, а о околофутбольных хулиганах. Первые фанаты «Спартака» дали о себе знать еще в 70-е годы прошлого столетия. Традиции такого рода в Великобритании и вовсе уходят чуть ли не в ХIХ век. Но такой силы, как теперь, фанаты и болельщики тогда не представляли. Дело доходит до массовых убийств, многотысячных драк. Болельщики «Спартака», приезжая в тот или иной город на матч с участием своей команды, заполняют все кафе и улицы в центре города, шумят, что-то взрывают. А стражи порядка, стянутые в огромном количестве, делают вид, что ничего не замечают. Не так давно наблюдала такие картины в Нижнем Новгороде. А если попадаешь в берлинское метро в день матча, то может стать дурно. Зрелые и хмельные дяди с подругами, снабженные соответствующей атрибутикой, ведут себя просто непотребно. Имеют ли они хоть какое-то отношение к настоящим болельщикам — большой вопрос.
Околофутбол существует, а вот кино о нем у нас не снимали. Идея создания такого фильма пришла к человеку, пожелавшему остаться неизвестным, и основана на его личных переживаниях. Он собрал вокруг себя спартаковских фанатов, привлек их к работе над сценарием. А потом уже в съемках задействовали порядка 300 самых настоящих хулиганов, как их охарактеризовали авторы фильма. При этом они попросили различать хулиганов и фанатов. Но тут уж можно окончательно запутаться, кто есть кто. Задача ставилась: показать, что они хоть и хулиганы, но вовсе не отморозки. Социальный состав их разнообразен, что и показано в фильме: автослесарь и диджей, бизнесмен и преподаватель истории, подрабатывающий частными уроками. Он-то и отвечает в фильме за интеллигенцию. И расплатится за все и за всех по полной программе. Актеры, в большинстве своем не знавшие эту среду, тоже общались с фанатами, погружались в материал. Поначалу кажется, что все, кроме более опытного Александра Ратникова, — люди с улицы, типажи. Только изучив их биографии, понимаешь, что кого-то видел в спектаклях. Ученик Кирилла Серебренникова Павел Ерлыков играл в студенческом спектакле шекспировского Ричарда III. А тут он один из лидеров «фирмы» по кличке Мажор, незлобивый парень, по уши влюбленный в хорошую девушку. При этом он периодически отправляется на мордобой, чтобы выпустить пар. Футбол как таковой никто тут по-настоящему не любит и не знает. Как говорит Сельянов, раньше на Руси были кулачные бои, а теперь такие столкновения, страшный выплеск энергии, который становится для них все равно что наркотиком. Да и сами наркотики нередко идут в дело.
Режиссер Антон Борматов, известный зрителю по сериалу «Хиромант», говорит, что в околофутбол идут те, внутри кого живет дух воина, и человек должен реализовать свою силу. Каждый из них где-то работает, имеет семью, но в определенный час они собираются вместе — и это сила. «А почему вы деретесь?» — все время спрашивает девушка Мажора. Ей и всем нам что-то объясняют не вполне убедительно.