Хрущев сказал: так жить нельзя!

А Федерико Феллини поздравил Марлена Хуциева телеграммой

8 сентября закрывается 11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера», одним из организаторов которого является «МК». Уже сейчас можно сказать, что самым ярким моментом церемонии станет чествование режиссера Марлена Хуциева, снявшего 50 лет назад легендарную картину «Застава Ильича». Благодаря советским цензорам она четверть века называлась «Мне двадцать лет».

А Федерико Феллини поздравил Марлена Хуциева телеграммой
«Застава Ильича».

Фильм был снят в 1962 году, но его быстренько изъяли из проката. Хрущеву картина не понравилась: не может быть такого, чтобы отец не знал, что ответить сыну на вопрос «Как жить?». Сыну в «Заставе Ильича» — 23, а его погибшему на фронте отцу — 21. И они разговаривают — живой и мертвый. Ощущение тревоги, того, что должно непременно что-то случиться, не покидает на протяжении всего фильма. Возможно, это и почувствовали цензоры. Что уж говорить о квасном патриотизме, воспоминаниях о 1937-м, оде картошке, спасавшей всех в голодные годы. Об этом рассуждают молодые герои фильма.

В 1963 году Федерико Феллини, приехавший на Московский кинофестиваль с фильмом «8 1/2», пожелал встретиться с режиссером, картину которого буквально уничтожали. А потом поздравил телеграммой Марлена Хуциева, когда он все же вырвался с фильмом на Венецианский кинофестиваль. Хуциев приезжал в Венецию и в 1980 году, уже как член жюри основного конкурса. Неделю назад он вновь побывал в Венеции, уже на 70-м фестивале, куда его пригласили поучаствовать в киноальманахе «Будущее. Перезагрузка». 70 режиссеров мира сняли коротенькие новеллы по случаю юбилея старейшего киносмотра. Мы встретились Марленом Мартыновичем на острове Лидо. Он был немного усталым, но счастливым, набродившись по Венеции, ставшей крайне важной в его судьбе:

— Когда-то я показал здесь «Заставу Ильича» под названием «Мне двадцать лет» после многочисленных правок, которые вынужден был сделать. Потом побывал с картиной на декаде советского кино в Италии, показывал ее в Риме и Милане. На участии фильма в Венецианском фестивале настоял ЦК Компартии Италии. В конкурсе тогда был представлен Лукино Висконти с картиной «Туманные звезды Большой Медведицы». Он и получил «Золотого льва». А я разделил спецприз за режиссуру с Луисом Бунюэлем, показавшим тогда «Симеона Столпника». Это очень серьезная награда. Я вспоминаю троих — Тарковского, Кончаловского и Карасика, получивших в Венеции награды. Помню фотографию, где они стоят со «Львами», и подпись «Львы покидают Венецию».

Хуциев собрал команду малоизвестных актеров. Станислава Любшина нашел в театре «Современник». После этого даже поменял имя героя с Ивана на Славку. Фамилию ему дал Костиков — в память об однокурснике по ВГИКу, отчисленному спустя семестр и навсегда пропавшему из виду. Николай Губенко только-только начинал свою карьеру. Талантливый Валентин Попов сыграл, пожалуй, ключевую роль и слишком рано ушел из жизни. «Мы сочиняли сценарий с Феликсом Миронером, с которым работали на фильме «Весна на Заречной улице», а потом уже Геннадий Шпаликов появился, — вспоминает Хуциев. — У нас была чудесная группа. Это было незабываемо. Я свято храню память о тех, с кем работал».

Сегодня «Застава Ильича» — уникальный кинодокумент, при всей своей поэтике подобный кинохронике. Потомки будут иметь представление о том, чем жили люди в 60-е, что носили, чем увлекались. Словно промытую дождем Москву дивно сняла женщина-оператор — большая редкость по тем временам — Маргарита Пилихина, двоюродная сестра маршала Жукова. Сколько раз мы видели знаменитые кадры выступления молодых поэтов Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко в Политехническом музее. Они — из «Заставы Ильича». Тут и совсем молодой Андрей Тарковский. Таким и останется навсегда.

Сюжет:

«Московская премьера»-2013

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру