— У нас огромное количество фильмов о войне, — рассказывает Максим Панфилов. — Но тема эвакуации практически никогда не поднималась. Мне показалось это интересным кинематографическим сюжетом, где можно было рассказать довольно долгую и неоднозначную историю. Мы снимали в очень старых кишлаках, которые находятся, как ни странно, не очень далеко от Ташкента, но практически не изменились за последние столетия. Разве что появилось газовое отопление кое-где.
Пестрая узбекская натура показана глазами оператора Олега Лукичева. Съемочная группа, не жалея обоняния, в поисках достоверности побывала и в самых неблагополучных кишлаках. Но в итоге в фильме решили обойтись без натуралистичных документальных кадров. История взаимоотношения двух культур, двух мужчин и одной женщины на фоне войны, — достаточно сильная сама по себе, чтобы ее усиливать социальным подтекстом, считает режиссер. Ту самую женщину по имени Маша играет Каролина Грушка, польская актриса, которая давно уже по духу (и по мужу, режиссеру Ивану Вырыпаеву) стала русской. Ее пропавшего без вести мужа-моряка и отца ее детей сыграл Дмитрий Дюжев. А Амира, приютившего Машу у себя в доме (естественно, в качестве законной жены, причем третьей по счету), — узбекский актер Бобур Юлдашев.
Сначала первые жены Амира смотрят на появившуюся вдруг соперницу с недоверием и даже неприятием. Но ее необычная для этих краев внешность и очаровательный сын, которого она рожает Амиру, быстро делают ее фавориткой в его глазах. Ребенка называют в честь погибшего моряка Иваном. И в тот самый момент, когда покажется, что ее жизнь успокоилась, снова появляется персонаж Дюжева — со звездой Героя на груди. Тот с трудом переживает предательство жены, но еще большего труда ему стоит признать чужого ребенка. Те же чувства, но с противоположным знаком, переживает Амир, оставшийся разом и без любимой женщины, и без сына.
«Иван, сын Амира», вслед за фильмом Ларисы Садиловой «Она», задает тему межнациональных отношений, но не ставит ее во главе. Скорее фильм пытается разобраться в самой природе любви. Именно любовь помогает здесь одним изжить непреодолимые противоречия, заложенные в двух разных религиях, двух разных образах жизни — да даже широтах. Из солнечного Узбекистана Иван перевозит семью на хмурый маяк рядом с Севастополем, обдуваемый со всех сторон морскими ветрами. А другим — смириться с неожиданным переворотом в своей судьбе.