Брэд Питт, конечно, приезжает. Еще бы ему не приехать. У него контракт, работа: представлять по миру свой новый фильм-катастрофу «Война миров Z» Марка Форстера. Пробежится по красной дорожке, попозирует фотографам, не проронит ни слова — никаких пресс-конференций и тем более интервью. В общем, вишенкой на торте. Ну да, наверное, это нормально — уж которой раз церемония открытия ММКФ становится стартовой площадкой для старта проката голливудской продукции.
Теперь о хорошем. На Московском фестивале есть уникальная возможность в городе тотальной любви ко всему иностранному — особенно, американскому — раз в году посмотреть наше новое кино, почти все, что было снято за год: в Большом зале Дома кино по три сеанса в день. Пусть эта программа — информационная, для профессионалов — аккредитованных гостей и участников ММКФ и членов СК РФ, но она есть.
Первое, самое важное, что состоится в этом году в Доме кино — в его Белом зале, это полная академическая ретроспектива фильмов Алексея Балабанова.
Балабанов очень чувствовал и понимал Россию, - говорит художественный руководитель Российских программ 35-го ММКФ Ирина Павлова, которая подготовила и эту ретроспективу: - Может, оттого и каждое его художественное высказывание было всегда мощным и практически всегда вызывало споры. Кажется, лишь к самой первой его картине (большой, профессиональной), к «Счастливым дням» по мотивам Беккета, никто не придирался: все просто искренне радовались рождению настоящего художника. А потом — за что ему только не пеняли.
В Большом зале пройдут как уже прогремевшие на «Кинотавре» ленты, так и новые, малоизветные даже в профессиональном киносообществе работы. К счастью, будут и картины уже выходившие в прокат, но каким-то странным образом — небольшим количеством копий и почти незамеченные. Что, конечно, в первую очередь относится к картине Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». Нам покажут и прокатных лидеров - «Легенду №17» Николая Лебедева и «Метро» Антона Мегердичева. В программу попали все, показанные на больших международных фестивалях наши ленты: «Майор» Юрия Быкова, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, «Разносчик» Андрея Стемпковского, «В ожидании моря» Бахтиера Худойназарова, «Отдать концы» Таисии Игуменцевой. Фильмы, на мой взгляд, во многом спорные, неровные. Но раз оцененные за рубежом — будем учитывать, какими нас видят и хотят там видеть, это тоже важно.
Ирина Павлова комментирует ситуацию так: «Наше кино постепенно возвращается в общемировой контекст. Просто потому, что внезапно обнаруживаешь: наше кино постепенно озаботилось тем же, чем и мировой кинематограф – проблемой героя. Эпоха «безгеройного» кино заканчивается, герой перестает быть частью «ландшафта», он, наконец, занимает подобающее герою место: в центре, а не сбоку. Так или иначе, в большинстве лент программы «мир вращается» вокруг человека, а не человек суетится и мечется, увлекаемый противоречивыми обстоятельствами».
А на закрытие Российских программ выбрана, наверное, самая ожидаемая, и безусловная картина - «Вечное возвращение» классика мирового кинематографа Киры Муратовой. Ею и запомним 35-й ММКФ?