Перед показом фильма предполагается выступление одного из кинокритиков, который и произносит речь во славу той кинематографии, чей фильм представлен в «Неделе критики». На этот раз упомянули Алексея Германа, Александра Сокурова, Никиту Михалкова, Андрея Звягинцева, Алексея Попогребского и Ангелину Никонову. Можно делать выводы, что о нас знают в мире и что ценят. А «Майора» уже продали в несколько европейских стран, включая Грецию и Францию, а также в Иран. Главный герой фильма – майор полиции – спешит в роддом к жене и сбивает на дороге семилетнего мальчика прямо на глазах у его матери. А потом пытается замести следы при помощи своих коллег и друзей. Все это приведет к череде преступлений и поставит перед выбором: остаться человеком или нелюдем...
Юрий Быков родился в 1981 году, окончил ВГИК, работал актером в московских театрах. В «Майоре» сыграл ключевую роль бескомпромиссного сотрудника полиции, готового на все ради друга и общего дела, так как он это понимает. Персонаж по сути страшный, и не приведи бог, встретить такого на своем пути. В Каннах Юрий рассказал нам о том, что никогда подолгу не сидит в комнате в ожидании идей. Решает в течение одного дня, что на сегодняшний день является главной проблемой, от нее и идет в выборе темы. Буквально за два дня до того, как он приступил к работе над сценарием «Майора», реальный майор милиции Денис Евсюков открыл стрельбу в одном из московских супермаркетов, убив двоих и ранив семерых ни в чем не повинных людей.
- Но наша история, - говорит Юрий Быков, - не имеет ничего общего с патологией. Не хотелось, чтобы люди думали, что в полиции работают только вурдалаки. Мне интересно рассказывать о людях, обладающих волей, на которых можно проверить такие понятия, как доверие, любовь, дружба. Наша картина о том, что все мы находимся в одной лодке, и она раскачивается. Не стоит об этом забывать.
- Неужели думаете, что вам удалось показать своих героев не волкодавами? А персонаж, которого играете вы, - приличный человек?
- Мой герой – спорный персонаж. Вы правильно сказали, что он - волкодав. Но волкодав, который верит своим товарищам. Он за них умрет, если надо. И это тоже неслучайная нота. Как к этому относиться? Это как в сочинении Бориса Савинкова «Конь бледный» - за друга своя положить душу свою. Проблематика картины строится вокруг того, что человек в принципе хочет поступать согласно нормам морали, которые приняты в обществе. Но эти нормы не работают в социуме, где все разделено на группы, где живут по принципу: ты за меня отвечаешь, а я - за тебя. Обстоятельства могут быть разными: мороз минус 50, бандиты рядом, звери, голод, холод. Как тут остаться человеком? Это как двое бегут из тюрьмы, берут с собой третьего, и решают между собой, кто станет «консервами», а кого действительно надо тянуть. Я же не говорю о том, что правильно или неправильно в этой жизни, важно то, что человек вурдалаком и упырем не рождается. Таковым его делают обстоятельства. В самой жесткой ситуации можно услышать ноту человечности в любом из людей. Мой персонаж не просто уважает главного героя, как сослуживца, он его любит. И приезжает на место аварии, когда его близкий друг сбивает на дороге ребенка. Он себя подставляет, пытаясь прикрыть товарища. И если майору Соболеву грозит за пацана пять лет, то мой герой влезает в историю, за которую дадут 25 лет строгача. Наш фильм о том, что человек в какой-то момент решил поступить по-человечески, а это не работает. Вот до чего мы дошли.
- А вам было важно самому сыграть роль?
- Я был загнан в определенные обстоятельства, поскольку два уважаемых артиста, мои близкие друзья, отказались сниматься в этой роли. Они сказали: «Мы таких уродов не играем». Ничего не оставалось, как сделать это самому, поскольку мне этот персонаж нужен был без изменения, в том виде, в каком вы его увидели. Он хоть и не главный герой, но центрообразующий, провоцирующий динамику драматургии. Я спросил у Дениса Шведов (он исполнил роль майора): «Ты хочешь, чтобы я это сыграл?» Он ответил: «Да». А поскольку мы друзья в жизни, и я к нему очень уважительно отношусь, то нам играть ничего и не надо было. Другое дело, что я категорически не разделяю убеждений своего персонажа и в принципе презираю насилие. Просто должен честно рассказать о той системе координат, которая существует в обществе. В фильме нет ни секунды неправды. Я же снимал у себя дома, в Новомичуринске Рязанской области, где родился и вырос. Люди так живут. Я вот после Каннского кинофестиваля поеду к матери картошку сажать. Обидно слышать слова о том, что я хочу Россию очернить. Я не о том говорю, что у нас все плохо, а про то, что не так. Менталитет в России не меняется тысячу лет. Это история феодальной раздробленности. Кланы существуют испокон веков. Но я уверен, что семья важнее гражданского долга.
- То, что Денис Шведов - ваш друг, существенное обстоятельство? Вам нужна своя команда?
- Конечно. Я медийных артистов просто боюсь. Я - большой трус.
- Я сегодня это заметила на сцене.
- В каком смысле?
- Вы так волновались, представляя картину, что это почувствовал, наверное, каждый зритель.
- Очень волновался. Это не моя среда. Я же от сохи. Вот видите, какой костюмчик на мне? Он, конечно, мой, но все-таки чужой.
- Вы же не в смокинге, а в обычной одежде...
- Тем не менее, чувствую себя дискомфортно. Не то, что бы плохо, но не в своей тарелке. Я из другого мира, где все конкретно, лицо в лицо, без лишних наворотов. А здесь непрекращающийся политес. Все время переживаю: «Я чего-то не так сказал? Не так сделал?» Но по этой причине, мне в профессии проще. Умру, с места не сойду, пока не добьюсь своего, не сделаю, как надо. А как я скажу об этом, допустим Сергею Маковецкому или Евгению Миронову, при всем уважении к их таланту. Есть личности системообразующие в кинематографическом и театральном мире. Им уже не скажешь: «Иди сюда, сделай так». Буду искать подход к таким артистам, но по возможности приглашать тех, которые мне подчиняется. На площадке не должно быть демократии. Необходимо четкое понимание того, что режиссер там самый главный.