Сам замысел «Стартапа» вызывает ассоциации не только со знаменитым фильмом «Социальная сеть» Дэвида Финчера об истории создания сети Facebook студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом. Вспоминается и «Олигарх» Павла Лунгина, снятый в 2002 году по роману Юлия Дубова «Большая пайка» — это тоже история крупного бизнеса в России, жизни людей, много в нем достигших и не меньше потерявших на этом пути.
Роман Каримов и Дмитрий Соболев встречались с людьми, которые начали заниматься бизнесом в середине 90-х, записывали с ними интервью. По такому же принципу работал и Борис Хлебников, разговаривая с фермерами, прежде чем приступить к фильму «Долгая счастливая жизнь». Раньше всех подобную практику начал осваивать Театр.doc, где на основе интервью, взятых молодыми драматургами у самых разных людей, создавались пьесы и спектакли.
Вот что рассказала нам продюсер фильма Ирина Смолко: «Мы провели порядка 30 интервью, встречались с разными людьми, предпринимателями, часть из которых больше известна за границей, нежели в России, потому что некоторые продукты, на производстве которых они специализируются, востребованы на более развитых рынках, нежели наш. Есть люди, которых хорошо знают в Силиконовой долине, и только теперь они становятся известными фигурами в России. Таким образом, мы набрали большой материал. Получился собирательный образ людей, которые в 90-е не бросились во все тяжкие ради того, чтобы заработать деньги, а создавали продукцию, которая сейчас приносит успех и развитие их компаниям».
— Но ведь Роман Каримов — лихой режиссер. Он может сделать хулиганский фильм. Почему вы пригласили именно его?
— Прежде всего он — живой режиссер, способный снять настоящее кино. В том, что это не будет скучно, я уверена. Мы познакомились в Выборге после показа его фильма «Неадекватные люди», в котором играл Илья Любимов. А у меня когда-то был проект «20 сигарет» Александра Горновского по сценарию Дмитрия Соболева с этим великолепным актером в главной роли. Фильм Романа Каримова мне понравился, я видела то, как его воспринимали зрители. С тех пор мы постоянно общаемся и кое-что сделали вместе. Я как продюсер работала на документальном фильме «Зачем нужна Сибирь», и Роман нам помогал снимать в Сургуте те места, куда не пускают девушек, поскольку режиссером была Юлия Шумская. Именно он ходил в банный клуб. А потом я ему предложила поработать над картиной «Стартап». Режиссерская стилистика Романа может быть очень разной, не обязательно эпатажной.
— Выбирая актеров на роли ныне здравствующих и известных людей, стремились ли вы к какому-то сходству?
— Вспоминаю, как я увидела Евгения Ткачука впервые. Он пришел к нам на кастинг, в котором принимали участие самые разные актеры, в том числе и очень известные. Поскольку, по сюжету, перед зрителем проходит 17 лет, нужно было, чтобы герои могли выглядеть и помоложе, и постарше. Я была удивлена тому, насколько Евгений увлечен своей профессией. Он — актер от бога и чем-то напоминает наших выдающихся мастеров — Андрея Миронова и Евгения Леонова. Он может сыграть бандита и заплакать так, как плачут только в большом кино, когда слушают Шуберта. Евгений пришел к нам прямо из театра — в свободном свитере со следами клейкой ленты, которой там обматывали его персонажа. И мы сразу почувствовали, что он и по таланту, и как личность соответствует персонажам, ставшим прототипами героев «Стартапа». Два качества, которыми эти люди обладают, — талант и воля. Каждый из них создал что-то уникальное. В Евгении Ткачуке это тоже чувствуется. Недавно он сыграл одну из главных ролей в фильме «Зимний путь», который никто еще не видел. Его снимали оператор Михаил Кричман («Возвращение», «Елена», «Овсянки») и два дебютанта-режиссера Сергей Тарамаев и Любовь Львова — они театральные люди. Думаю, что это один из лучших фильмов, снятых в России в прошлом году. Шамиль Хаматов — находка режиссера. Он почувствовал в нем нашего второго героя, ставшего полноценным создателем новой компании в фильме. Роман умеет открывать актеров. Его выбор — и Ева Андреевайте. То, как она улыбается, в тех кадрах, которые мы уже сняли, производит впечатление.
— Не могу не спросить вас о фильме «Социальная сеть». Он всему виной?
— «Социальная сеть» тут ни при чем. Если только исходить из того, что это тоже про бизнес и Интернет. Во всем мире сейчас наступает новый технологический уклад, заметные начинания, так или иначе, связаны с Интернетом. Так человечество развивается. В России — своя история. И Дмитрий Соболев, написавший сценарий, способен эту глубину понять. Мы с ним сотрудничаем с тех времен, когда он еще не был известен как сценарист «Острова». Если Павел Лунгин вспомнит, то это я ему принесла этот сценарий. У Димы их около 20. Некоторые из них покупают по третьему разу, но не запускают. У нас боятся делать настоящие большие фильмы. А наша история должна быть именно такой.