Юрий Анненков заглянул к нам словно напрямую из Серебряного века — с его карикатурностью, юмором и особой поэтичностью. На выставке из собрания Литературного музея к 125-летию художника можно увидеть оригиналы легендарных иллюстраций Анненкова к «Мойдодыру» Чуковского, с которыми поэма переиздавалась больше 30 раз. Тут же и популярные портреты самого Корнея Ивановича в исполнении Анненкова — в том числе для «Чукоккалы», с огромным носом. В 1919 году Чуковский записывает в дневнике: «Юрий Анненков начал писать мой портрет. Но как у него холодно! Он топит дверьми: снимет дверь, рубит на куски — и вместе с ручками в плиту!» Анненков успел запечатлеть фантаста Герберта Уэллса, посетившего однажды Петербург. И его рукой нарисован Александр Блок в гробу — сама бледность, с тенями на лице, с прилипшими ко лбу волосами вместо своей знаменитой кудрявой копны. Отдельный зал посвящен зарисовкам театральных сценок и актеров.
— Важно, что его персональная выставка открыта именно в Литературном музее, — рассказывает литературовед, зам. главного редактора журнала «Новый мир», сотрудник Дома-музея Чуковского Павел Крючков. — Мы знаем, что Анненков — прекрасный живописец, есть масло, акварель, графика, одни портреты политических деятелей чего стоят. Деятель театра, работал как художник по костюмам над несколькими десятками фильмов, в том числе знаменитым «Монпарнас, 19» с Жераром Филиппом. Но в сознании читающей публики Анненков — очень литературный художник благодаря его портретам адептов Серебряного века. Для меня особенно важна та часть выставки, которую можно назвать «Анненков и Чуковский». На даче семьи Анненковых в Куоккале Чуковский жил, был знаком с его родителями. Много позже именно Анненков сообщил Корнею Ивановичу, что в Париже вышла «Софья Ивановна» Лидии Корнеевны. А моя любимая работа — лето 14-го года, начало Первой мировой войны, именины Репина. Репин рисует Чуковского, который читает вслух «Медного всадника», а Анненков, примостившись за спиной Репина, рисует, как Репин рисует Чуковского.
Специалист по творчеству Анненкова Ирина Обухова-Зелиньская рассказывает, что в этом году исполняется 90 лет, как Анненков уехал из России. Мысленно он был здесь, писал на русском, но за эти годы его начали вычеркивать из энциклопедий и прекратились переиздания «Мойдодыра» с его иллюстрациями.
— Между тем он присутствует в русской культуре как мало кто. В любом книжном магазине вы найдете в том или ином издании работу Анненкова, будь то сборник Ахматовой или Пастернака. Его работы находятся в Русском музее, в Парижском национальной библиотеке, в Центре Жоржа Помпиду, в нескольких галереях США… Он начинал в эпоху символистов, а в конце жизни делал обложки для «Собачьего сердца» Булгакова и для книг Солженицына. Удивляешься: как он охватил все это? Он был постоянным посетителем центров культурного круговерчения вроде «Бродячей собаки». При этом за жизнь он успел сделать более 70 театральных постановок, некоторые не только оформлял, но и режиссировал.
— Анненков — привычный для нас художник, — говорит глава Роспечати Михаил Сеславинский. — Но о нем до сих пор нет ни альбома, ни серьезной монографии. Сегодняшняя выставка — шаг к введению Анненкова в научный оборот, а не только в любительский круг.