Минкульт предложил спасти анимацию рекламой

Мэтры мультипликации с грустью думают о средствах против перхоти

Понятно, что современные русские мультики почти не попадают на ведущие телеканалы, и одна из причин тому — закон «О рекламе», запрещающий прерывать рекламными блоками детские передачи. То есть у телека нет стимула покупать анимацию, и чтоб этот стимул появился Минкульт выложил на всеобщее обсуждение поправки к статье №14, разрешающие дифференцировано прерывать наше анимэ разноминутными паузами. Ведущие мультипликаторы отнеслись к инициативе министерства двояко.

Мэтры мультипликации с грустью думают о средствах против перхоти
Гарри Бардин

Итак, что конкретно предлагает Минкульт? Во-первых, в проекте отмечается, что «стимулировать рынок только со стороны производства невозможно» (господдержка какая-никакая и так имеется: в 2012-м было выпущено 212 мультфильмов, из них один полнометражный, и в 2013-м — 85, из них четыре полного метра), — вопрос в активном распространении. Но каналы... «не заинтересованы в связи с высокими ценами на данную продукцию и запрет на рекламу в детских передачах». Минкульт предлагает для фильмов продолжительностью менее 12 минут — одну минуту рекламы в начале и одну в конце; от 12 до 25 минут — к минуте «по бокам» добавляется однократное минутное прерывание посредине; от 25 до 40 минут — полторы минуты «по бокам» (в начале и перед окончанием) и полторы внутри; от 40 до 85 минут — 2,5 «по бокам» и 2,5 минуты один раз внутри; от 85 минут — три минуты «по бокам» и один раз 4,5 минут «внутри».

Ну и Минкульт обещает отследить перечень товаров, реклама которых в мультиках недопустима. Мэтры нашей анимации с грустью выслушивали наш пересказ минкультовских планов. И вердикт их (если в одной фразе) — что так плохо, что этак будет не слаще, но попробовать стоит. Первым делом мы позвонили Гарри Бардину:

— Мне сложно прогнозировать ситуацию, — говорит Гарри Яковлевич, — если после принятия поправок телевизионщики будут дороже покупать у нас минуту анимации, — да, это будет хорошо (потому что сейчас ТВ платит нам ничтожно малые деньги!).

— А что касается детей...

— Понятно, что мультфильм — это творческий акт. И любой акт (в том числе и половой) прерывать нельзя. Я не думаю, что кому-то было бы приятно, если б его половой акт прервали рекламой.

— Вот я сейчас представляю вашего «Гадкого утенка», где важен не только сюжет, но и тонкие акценты, атмосфера, и вдруг...

— И вдруг средство от перхоти или для похудения. И ребенок с его тонкой психикой моментально теряет нить рассказа. Досадно это.

— То есть мы имеет этакий дуализм: стимулировать надо, но...

— Посмотрим. Если мне будут больше звонить с предложениями, значит, путь верный. Но пока никто не звонит.

Также мы не получили односторонней характеристики происходящего из уст потрясающего аниматора из Ярославля Александра Петрова (его «Старик и море» получил «Оскар»):

— Александр Константинович, эти поправки — благотворная мера?

— Тема очень мучительная. Потому что из-за всех этих телевизионных глупостей, из-за всех их сеток вещания утрачено целое поколение (и не одно) наших зрителей. Ясно, что эта мера с разрешением рекламы не очень гармоничная, но, может, хоть она увеличит количество детских передач на ТВ. С другой стороны, почему канал «Культура» может обходиться без рекламы, а другие каналы почему-то себе этого позволить не могут? Посмотрим. Резать короткий мультик на две части рекламным блоком — безумие. В 40-минутном еще могут возникнуть зоны, когда сюжет можно прервать — на стыке напряжения и умиротворенности вставить передышку.

— То есть нельзя прерывать на полуслове? Надо «по науке»?

— Думаю, никто этим заниматься на ТВ не будет. Обрежут, где захотят. Хотя у меня был случай, когда Первый канал решил не резать рекламой 26-минутную «Мою любовь», но в том-то и дело, что фильм принадлежал Первому каналу. Кстати, показали пару раз и... всё. Наша анимация — большая проблема. Она осталась и без киноэкрана, и без телеэкрана. Повторяю, поколение зрителей выпало из жизни! Одно утешение, что у мультфильмов в принципе срок жизни больше, чем у игрового кино. Наша анимация и через десять лет будет оставаться актуальной. Так что легко можно включать в эфир ленты, сделанные 10-15 лет назад...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26499 от 10 апреля 2014

Заголовок в газете: Русский мультик между Сциллой и рекламой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру