В ЦДХ выставили шедевры первой мировой войны

Но коллекционеры не верят в чистоту вещей

В субботу в ЦДХ стартовал 36-й Антикварный салон, который будет работать до 6 апреля. На нем можно найти сотни картин, скульптур и других произведений искусства — в этот раз на антикварной неделе свои вещи выставили более 300 галерей. Несмотря на все успокоение организаторов, в коллекционерской среде только и разговоров, что о подделках, которыми наводнен рынок искусства. Какие настроения царят среди собирателей, узнал "МК".

Но коллекционеры не верят в чистоту вещей

тестовый баннер под заглавное изображение

Скандальное дело Елены Баснер, которую обвиняют в мошенничестве с фальшивой картиной Бориса Григорьева, сыграло злую шутку с устроителями московской выставки-продажи. Несмотря на репутацию Салона, тут и там в ЦДХ можно услышать тревожные разговоры о том, что на арт-рынке 90% подделок, или о том, что та или иная картина находится в розыске. Из-за петербургского скандала многолетние усилия Антикварного салона по борьбе с фальсификацией искусства, кажется, в момент позабылись. А ведь Салон — из тех организаций, которая пытается поставить заслон мошенникам. Для этого он инициировал создание Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МКААД), отмечающей этой весной свое 10-летие.

— Каждый год мы проводили на Салоне анкетированное участников с целью выявить имена специалистов, которых профессионалы арт-рынка считаю наиболее компетентными. Экспертам, которые набрали 2/3 голосов предлагалось пройти аккредитацию при МКААД, в результате чего получился список из 33 специалистов, - сказал на открытие Салона его организатор, директор ЦДХ Василий Бычков.

На торжественном открытие приветственное слово произнес замминистра культуры Григорий Ивлеев, а Василий Бычков, который вел церемонию, поочередно вызывал на сцену музейщиков и антикваров, вручал им памятные грамоты и статуэтки и много говорил о том, насколько стал чище рынок за время работы Салона и Конфедерации. Однако то, что не было сказано со сцены, звучало в кулуарах. После завершения торжественной части "МК" пообщался с одним увлеченным коллекционером, который, по понятным причинам, предпочел бы не афишировать свое имя.

— Вы собираетесь покупать что-то на Салоне?

— Это вряд ли. Настоящие вещи я ищу на помойке, то есть в домах, где они тихо хранились десятилетиями и передавались из поколения в поколение. Стараюсь покупать у людей, не связанных с антикварным сообществом. Здесь-то все повязаны и нельзя поручиться за чистоту вещей. Я не хочу сказать, что на Салоне все сплошь подделки. Полагаю, что большие вещи, те, что опубликованы в каталоге Салона, подлинные. А вот нижний сегмент, дешевые вещи, бог знает, кто написал.

— То есть веры нет и членам Конфедерации антикваров или Гильдии оценщиков?

— Антикварный мир очень узкая сфера, все связаны друг с другом, так что нет. Оценка - дело субъективное и лучше ориентироваться на тех людей, которых ты давно знаешь и в которых уверен. Пока не придумали независимую экспертизу, которая могла бы делаться без участия человека, всегда будет оставаться опасность того, что тебе могут втюхать подделку. Я лично собираю недавно, около семи лет, и стараюсь ориентироваться на собственные ощущения. Смотришь на одну работу и чувствуешь - за ней стоит история, смотришь на другую - пустота. Когда я только начинал, то накупил кучу подделок. А сейчас, когда уже немного поднаторел в этом деле, понимаю, как нужно искать шедевры.

оне часто чрезмерно завышены: бывает вещь стоит за пять тысяч, а ее продают за 500.

…На стендах Салона плотно развешены картины художников первой величины - от Айвазовского, Шишкина и Верещагина до Гончаровой, Фешина и Григорьева (на подделке которого и прокололась Баснер). Хватает и работ не слишком известных художников. Подхожу к одному из стендов - взгляд приковывает небольшая (50 на 70 см) картина Верещагина. Выглядит, будто написана вчера: ни одного кракелюра (трещинки на красочном слое) или потемнения, а подпись крупно выписана красным. Возможно, ее специально к Салону реставрировали, но кто знает. Стоит картина 400 тысяч рублей. Экспертное заключение, говорят, имеется, но предъявить его не могут: "Оно у владельца, но он сейчас не на месте". Почему? - на этот вопрос нет ответа. Картины большого формата оцениваются и того дороже - миллион, два и более. Понимающие люди, прежде чем покупать такие шедевры, конечно, попросят заключение о подлинности и перепроверят чистоту картины с помощью своих экспертов, с которыми работают не первый год. Научены недобрым опытом Андрея Васильева, который поверил на слово продавцу фальшивого Григорьева.

А вот публике, которая придет на Салон не за покупками, будет интересно посмотреть не только на айвазовских с верещагиными, но и увидеть спецпроект выставки. На этот раз он посвящен Первой мировой войне, ровно сто лет назад захватившей Европу. В экспозиции - интереснейшие работы русских авангардистов - плакаты с сатирическими тестами Маяковского и карикатурами Казимира Малевича, Аристарха Лентулова и Давида Бурлюка. Или альбом самой дорогой на рынке искусства художницы Натальи Гончаровой под названием "Мистические образы войны". Представлен также уникальная книга-альбом Александра Крученых "Вселенная война. Ъ". Словом, есть на что подивиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26492 от 2 апреля 2014

Заголовок в газете: Елена Баснер напугала антикваров в ЦДХ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру