В момент торжественного открытия экспозиции «МК» консультирует «автор сценария» всего выставочного проекта, писатель, историк Константин Ковалев-Случевский. Он отвечает за идеологическую и смысловую нагрузку:
— Скажите, а сами гимны будут звучать в разных интерпретациях?
— Ну а как же? Столь уникальной выставки гимна никогда прежде не было. Никто даже не предполагал, что это возможно...
— Ну естественно: гимн же — это музыка, пение.
— Вот именно. Как это можно выставлять? Флаг можно повесить, герб тоже... Но вот какая потрясающая вещь: гимн, в отличие от герба и флага, меняется при каждом новом исполнении. Герб статичен, а гимн... вы может петь a capella, с оркестром, с хором; можете петь протяжно, а можете как марш. То есть каждый человек вносит свою лепту. Гимн каждый раз творится заново.
…Вот и решили в Музее им. Глинки воплотить смелую идею — всеми доступными мультимедийными средствами спеть гимн Гимну. По голографическим экранам 3x4 побежит текст (причем любой из множества российских гимнических песен разных эпох), вы его читаете и подпеваете, а захотите — пойдете в самый больший зал с восемью экранами, чтобы присоединиться к многотысячному хору себе подобных. Выставка на постоянной основе разместится в Музее им. Глинки на ближайшие месяцы, а затем поедет по России и, возможно, за рубеж.
— Итак, у нас прозвучат, — продолжает Константин Петрович, — и старинные марши, и торжественные мелодии, и гимн «Тебе Бога хвалим», и «Марш Преображенского полка», знаменитый «Гром победы, раздавайся», «Боже, Царя храни!» (во всех вариантах), «Марсельеза», «Интернационал», «Патриотическая песнь» Глинки (другое название — Motif de chant national)... Самое главное, что здесь прослеживается потрясающая связь — как одно сменялось другим.
— У нас уникальная история гимна, непохожая на другие государства...
— Абсолютно так: допустим, в Британии мотив гимна написал учитель Генри Кэри... у нас же гимны создавали самые великие, самые известные поэты и композиторы своего времени. Так было и при Николае Первом, и во время февральской революции, и при Сталине. Десятки, сотни творцов! Ноты написаны Прокофьевым, Хачатуряном, Шостаковичем, Кабалевским, Хренниковым etc. И каждая партитура имеет огромную ценность. Гимн России можно не любить (ни в каком законе не прописано, что кто-то обязан петь гимн), можно иронизировать над словами, которые постоянно менялись, но когда гимн звучит — вы понимаете, что это величественная и мощная музыка.
— Но все-таки есть разные точки зрения на то, какой гимн у нас должен быть сейчас.
— Сейчас подавляющее большинство принимает тот гимн, который есть. Свою субъективную точку зрения я транслировать не буду... когда-то (в 1990 году) я предложил гимн Глинки для РСФСР (республики, не имевшей гимна).
— И вы намекаете на то, что и нынче это было бы неплохо?
— Ну... мне «Песнь» Глинки ближе с точки зрения истории: я считаю, она связывает не только советское, но и досоветское время. А это важно. Слов не предусмотрено (хотя, вы понимаете, написаны около 6000 вариантов). Главное не в этом. Существующий сейчас гимн является дополнительным связующим, объединяющим фактором. А это самое важное.
— А есть же такая практика в разных странах: вот официальный гимн, а вот любимая в народе, всеобъединяющая песнь, дублирующая функции гимна?
— Конечно: такое есть в Англии («Вперед, Британия!»), в Америке. А у нас раньше такой песней была «Широка страна моя родная»: как только она звучала, люди вставали и пели от души. Если вы сейчас ее включите, мгновенно и пульс поднимется, и тонус станет выше (хотя там не сказано ничего ни про Сталина, ни про советскую власть)!
Вот за этим драйвом нас и зовут в Музей им. Глинки. Споем?