Ослепление — вот первое, что происходит со зрителем проекта «Пространство LUCIDA». Яркий свет вырывается из небольшого зала напротив входа на выставку. Привыкнув, глаза различают в мерцании все цвета радуги, рисующие странные сновидческие образы. Это «Световой пейзаж» Маттайса Монника — только один фрагмент проекта «Цитадель», создающего с помощью агрессивного света и звука (на гране возможностей человеческого восприятия) виртуальную вселенную, где каждый может исследовать собственные границы сенсорики.
Из вселенной света попадаем к подножию «Бесконечного». Инсталляция Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина (немецко-российского дуэта, существующего с 1996 года) занимает центр экспозиции. С потолка свисают десятки проводов. Они тянутся к люминесцентным лампам, выложенным по кругу. Напоминает гигантский ритуальный костер — только в современной, электрифицированной версии.
— Художники быстро осваивают новые технологии, продолжая использовать старые световые формы иными способами, — бодрый голос директора фестиваля TodaysArt, одного из организаторов и кураторов выставки Олофа ван Виндена, оттягивает многочисленную публику от «Бесконечного» в глубь зала. — На этой выставке представлена одна из последних разработок с использованием контролируемых светодиодов, внедренных в комплексные инсталляции.
Это Олоф об инсталляции Габи Тион а Тама, отделенной плотной черной тканью от основной экспозиции. В темной комнатке от потолка к полу тянутся 16 вибрирующих люминесцентных проводов. Все отливают ярко-синим и движутся по спирали. То очень быстро, так что становятся похожи на танцующие спирали ДНК, то совсем медленно, превращаясь в извивающихся червяков. Музыкой для «синих танцоров» служат звуки ветра, которые создают сами же провода своим движением.
Темных комнаток на выставке несколько. В одной из них мерцает море светлячков, которых художник Владимир Тарасов когда-то увидел близ грузинской деревни, и не удержался — воспроизвел искусственно. Получилось красиво. В другой — можно наблюдать катастрофы, которые люди изобретали в кино для Земли (проект Марии Якуниной).
В пространстве света, конечно, не обошлось и без светил. Луна представляется в двух ликах: привычно светящемся и черном. Это месяц и его тень, созданные самым лунным художником современного искусства Леонидом Тишковым. Солнце же можно увидеть в видеокомпозициях Александра Петтая: на экране желтое пятно без устали спорит с черным космосом, то отвоевывая территорию у тьмы, то сдавая позиции объекту, похожему на черную дыру.
Вторая часть экспозиции — в мансарде ГЦСИ, в старом здании, расположенном за основным. Под старой крышей, поддерживаемой деревянными балками, мы находим маяк. Мягкий желтый свет с трудом пробивается из-под белой ткани, окружающей луч. Его создатель — Владимир Тарасов. Художник воспроизводит маяк, виденный на Соловецких островах, на куполе Свято-Вознесенского храма. Маяк не только помогает ориентироваться морякам, но и служит памятником заключенным, погибшим на Соловках в концлагере СЛОН. Зрителям «Пространства LUCIDA» он служит лампой, освещающей другие экспонаты. Например, серию художника Владимира Смоляра. На стенах — фотографии извивающихся белых линий и экран, где пляшут те самые лучи, что запечатлены на снимках. Однако это не простая абстракция — а концерт композитора Антона Багатова, записанный художником на телефон.
— Когда начался концерт, я включил видео и стал жестикулировать телефоном в такт музыке. Композитор за пиано превратился в белый огонек, который начал быстро множиться и рисовать такие вот картины, — рассказывает автор «МК».
Нотная светопись вышла необычной и стала отличным финалом для проекта, демонстрирующего не только уровень приручение искусственного света человеком, но и невероятную поэтичность и даже музыкальность этого явления. Его изучение продолжится в других арт-пространствах Москвы: свои световые фантазии художники представят в выставочных залах «На Каширке», в «Пересветовом переулке» и «Галереи Беляево».
Смотрите видео: «Пространство LUCIDA» в Государственном центре современного искусства