— Чаще экспертиза показывает, что картина, приписанная западному художнику, — более поздняя русская копия. В этот раз случилось наоборот — редкий случай, — рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Открытие свершилось, когда в Третьяковке стали готовить к переизданию очередной том каталога галереи «Живопись XVIII века». После технико-технологической экспертизы и подробного стилистического анализа выяснилось совсем уж невероятное: это не копия, а голландский оригинал второй четверти XVII века!
О деталях экспертизы рассказывает Иоланта Ломизе:
— Автор подписи «Петр Нестеров» счистил верхнюю часть древесины на обороте, потому что по шероховатой поверхности писать было неудобно. Ясно, что надпись эта была более поздней, чем сама картина. Также стало очевидно, что грунт не принадлежит русской живописи. Подмалевок и верхний слой выполнены жесткими кистями — это тоже совершенно не свойственно русским художникам. К тому же у воротника рубахи есть оборочки. Между светом и тенью там полутень. Копиисты обычно теряют эти светотеневые переходы. Рентгенография тоже говорит о том, что картина не копия.
Первой связала полотно с именем голландца Якоба Адрианса Баккера специалист ГМИИ им. Пушкина Елена Шарнова. Она же и предположила дату создания — около 1630-х годов. Вадим Садков, также специалист из ГМИИ, ее поддержал и развил идею.
— У Баккера есть группа из двух картин — пастух со свирелью и поющая пастушка, — поясняет он. — «Пастух» находится в Голландии. Парная картина до Второй мировой находилась в Амстердаме, потому ее местонахождение стало неизвестным, но она отличается по размерам от картины из Третьяковки.
Картину «Девушка с нотами» включили в экспозицию выставки «Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века», которая продлится в Третьяковской галерее до 12 января.