Музейная «сосиска» Карелии

Директор заповедника представил амбициозный проект развития Заонежья в Минкультуры

Андрей Нелидов — экс-губернатор республики Карелия, год назад со скандалом назначенный директором музея-заповедника Кижи, — провел работу над ошибками и представил новую концепцию развития заповедного острова и всего Заонежья. Первая версия «нелидовской» концепции, озвученная год назад в министерстве, повергла в шок музейное сообщество: докладчик, помощник политика Иван Романов, поразил не только незнанием охранных норм в заповедных местах, но и безграмотностью речи. Неудивительно, что после такого «спектакля» на высшем культурном уровне сотрудники музея встретили нового директора в штыки и пригрозили массовыми увольнениями. Как изменилась ситуация на Кижском погосте за год, на что там потрачено 1,5 млрд рублей и что ждет Заонежье в ближайшее десятилетие, узнал корр. «МК».

Директор заповедника представил амбициозный проект развития Заонежья в Минкультуры
Андрей Нелидов

У политика Андрея Нелидова — спорная биография. За те два года, что он — к слову, доктор экономических наук — занимал пост главы Республики Карелия, Нелидов успел «засветиться» в списке, составленном Международным антикоррупционным комитетом, а его ближайший политический соратник, глава госкомпании «Кареллеспром» Андрей Бенин, — оказаться за решеткой по обвинению в получении взятки. После этих скандалов, к которым добавилось провальное выступление Ивана Романова (его карельская пресса окрестила Шариковым), сотрудники музея возмутились и дружно пообещали уволиться. Правда, только один музейщик выполнил угрозу, остальные вскоре смирились и решили посмотреть, что придумает обращенный в музейное дело политик. Заметим, что Нелидов возглавил Кижи как раз в разгар воплощения подписанного Путиным в 2008 году Плана по сохранению ансамбля Кижского погоста, на реализацию которого до 2014 года было выделено 3 млрд рублей. Так что нынешний доклад Нелидова в Минкультуры — не только презентация концепции развития Кижей, но и отчет о проделанной работе.

Скажем сразу, проект «Большие Кижи», предполагающий серьезное расширение и преобразование территории заповедника, — история амбициозная, требующая больших вложений и усилий. Очевидно, что руководство региона настроено превратить Кижи и близлежащие Соловки и Валаам в привлекательную туристическую зону. Не случайно накануне доклада Нелидова губернатор региона Александр Худилайнен и глава Ростуризма Александр Радьков подписали соглашение о сотрудничестве, напомнив, что как раз сейчас принимаются поправки в законодательство (проект Минкультуры), благодаря которым иностранцы смогут приезжать в Россию без визы на 72 часа. А что за пару дней можно посмотреть на русском севере, как не Кижи, Соловки и Валаам? Но чтобы полюбоваться ими, туда нужно еще доехать, где-то остановиться, покушать, накупить сувениров на память, а с этими земными благами в карельских жемчужинах пока туго. Но это ненадолго — уверил Нелидов и объяснил все буквально на пальцах. Точнее, на сосисках.

— Если мы говорим о сувенирах, сосисках и так далее, то проще построить сосисочный завод, чем покупать их неизвестно где. Если раздать заказы на обеспечение заповедника питанием, транспортом мелким предприятиям, ничего не выйдет — нам нужен крупный бизнес-партнер федерального уровня, — в одном из отступлений от текста доклада сказал Нелидов, обращаясь к самому тонкому вопросу в деле преобразования Кижей — поиску инвесторов и партнеров проекта.

Кстати говоря, в своем выступлении он еще не раз помянул добрым словом сосиску. Правда, общего впечатления от концепции упоминание сего продукта не испортило. Собственно, концепция гипермузея «Большие Кижи» заключается в серьезном расширении территории заповедника и разделении ее на зоны. А именно: на закрытую зону музейного производства, зону общего доступа и рекреационную зону, инфраструктурную и сервисную зоны. Сердцем гипермузея (в зоне А) останется остров Кижи и его главная достопримечательность — Преображенская церковь, по легенде построенная одним топором; сейчас она на реставрации. Там же хотят построить фондохранилище и жилье для части сотрудников. Сейчас они живут в металлических контейнерах для перевозок. В зоне В, на охранной территории, предполагается реконструировать исчезнувшие деревни (по чертежам и документам, сохранившимся в архиве музея) и разместить в них выставочные экспозиции, исследовательские лаборатории, кафе и центры обслуживания туристов. Здесь, например, планируется открыть Детский музейный центр и Центр традиционного судостроения. В этой зоне будут работать творческие резиденции, но основная масса туристов должна останавливаться на ночлег в зоне С, на Заонежском полуострове. Эта зона захватывает знаменитый Бесов Нос (украшенный петроглифами), церкви и часовни в деревнях Вандомозеро, археологические объекты островов Радолье и Южный Олений и т. п. — они со временем должны войти в «Большие Кижи». На финальном же этапе воплощения концепции остров Кижи должен превратиться в «элитарный продукт», туда будет ограничен доступ (чтобы снизить антропогенное воздействие на культурный объект), а основными туристическими местами должны стать всевозможные выставочные центры в зонах В и С.

Концепция масштабная и требует больших вложений и инфраструктурных преобразований. Они уже начались: в Кижи наконец провели электричество, достраивается дорога в деревню Оятевщину, что в 800 метрах от архитектурного ансамбля. На это, значится в докладе Нелидова, потрачено 1,5 млрд рублей — 90% выделенных Путиным на Кижи средств (странно, что называется такая сумма, хотя раньше речь шла о 3 млрд).

Как бы то ни было, концепцию в Минкультуры приняли хорошо — очевидно, ей дадут ход, найдут деньги. Правда, основную часть бюджета предстоит найти самому директору музея-заповедника — а он намерен искать только крупных инвесторов и не размениваться на мелкий бизнес. Но прежде чем запустить глобальную модернизацию музея-заповедника, свое слово должны сказать представители ЮНЕСКО, ведь Кижи входит в список Всемирного наследия с 1990 года. С ЮНЕСКО концепцию предстоит согласовать уже после ее утверждения в Минкультуры. Но это, возможно, будет сложнее, ведь главная опасность концепции, в целом довольно здравой, лежит как раз в сфере интересов специалистов по культурному наследию. Ведь как у нас бывает — хотим как лучше, а выходит как всегда. Чтобы в Заонежье не вышло «как всегда», чтобы его не застроили «пряничными домиками», а действительно возвели деревни, профессионально скопированные с исторических образцов, нужны очень грамотные и профессиональные идеи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру