В Квебек-Сити, этом северном городе Северной Америки, подозрительно тепло — плюс 17, и клены рдеют под осенним солнцем. А в театре Лепажа, устроившегося в здании бывшей пожарной части у могучей реки святого Лаврентия (каланча имеет теперь весьма современный вид), вовсю кипит работа. Две недели назад сюда заехала московская команда, чтобы принять историю принца Датского у своих канадских коллег с технической точки зрения. И достаточно увидеть одну лишь декорацию, чтобы понять — на сегодняшний день это самая сложная задача.
Впрочем, декорация — не то слово. Решение пространства — тоже. То, что я вижу, вообще не имеет отношения к сцене в привычном смысле слова, а скорее похоже на трехплоскостную модель в 3D. Само же помещение, где гигантский куб сейчас установлен, вовсе не театральное, а больше напоминает конструкторское бюро — компьютеры рядами, пять камер, два видеопроектора, много специалистов в наушниках и без. И это театр? Да, таков театр Робера Лепажа, режиссера, которого мечтают заполучить многие театры мира. Режиссера, умеющего с помощью новейших умопомрачительных технологий делать пронзительные и очень человечные спектакли. Лучшие он уже показывал в Москве на Чеховском фестивале — «Трилогия дракона», «Обратная сторона луны», «Карты. Пики» и девятичасовой марафон «Липсинг». Кстати, только что в Монреале с успехом прошла премьера киноверсии этого знаменитого его спектакля. Теперь вот — «Гамлет I Коллаж».
— Женья, ты готов? — спрашивает на ломаном русском ассистентка Робера Катрин.
— Готов, — слышен голос из-за занавеса.
— Раз, два, go! — командует Катрин.
Евгений Миронов, одетый в простые черные брюки и белую куртку фехтовальщика, забился в угол, обхватив руками колени. Голова обреченно лежит на руках.
— Год минул как...
Он — Гамлет, на сцене он — один. Но... и вот это совершенно неожиданно — за два часа все герои шекспировской пьесы пройдут перед моими глазами — королева, король-душегуб, Полоний с детьми — Офелией и Лаэртом, не говоря об Озрике. Всех их играет только один артист — Евгений Миронов.
Это его третий визит в Квебек к режиссеру Роберу Лепажу. Первый раз Миронов приехал на две недели в ноябре прошлого года, началась работа. В марте этого года — еще две недели репетиции. И вот теперь десять дней он уже здесь вместе с частью своей команды — завпостановочной частью Юрием Гнутовым, помощником режиссера Настей — она будет вести спектакль в Москве, а также костюмером Валентиной и реквизитором Юлей. Они и принимают эту сложнейшую театральную «машину» madе in Canada, чтобы она потом безупречно работала в России, в Театре наций.
— Женя удивительный артист. Я увидел его в Москве, когда приехал получать премию Станиславского, — рассказывает мне Робер в перерыве, — там было много ваших известных актеров, телевидение, но я обратил внимание, что этот артист не похож на других, очень скромный, он словно из другого мира. На следующий день организаторы нас принимали в кафе «Пушкин» — и там тоже оказался Женя. И опять он выпадал из общего ряда знаменитостей, звезд.
Уже через месяц Робер Лепаж приедет в Москву — три недели до премьеры он будет репетировать свой революционный коллаж на тему «Гамлета» в Театре наций.