ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Эдуард Гороховский — классик московского концептуализма, экспериментатор в живописи и графике. Был искуснейшим мастером и владел всеми техниками — живопись, акварель и рисунок, офорт, литография, печать, коллаж, фотография, объект, шелкография. Photo-based art в России обязан своим появлением ему. Именно в его работах появились полутоновые фотографические лица в тени жирных штрихов и геометрических фигур, плавающие мазки, которые сдвигают фигуру вперед или назад, заставляют ее ожить. На счету Эдуарда Гороховского — больше 220 выставок в России, Чехии, Австрии, Германии, Польше, Швейцарии, Греции, Испании, США.
Художник ведет диалог со зрителем до сих пор. Ведь для него самого зрительные впечатления с детства были самыми сильными.
Хотя начинал Гороховский вовсе не как художник. «Архитектурный факультет я окончил с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать, — пишет он в своих воспоминаниях. — Я ушел в
свободное, но рискованное плавание в океан под названием «изобразительное искусство».
Эдуард Гороховский никогда не работал без души, под заказ. Первые его работы — книжные иллюстрации. Всего Гороховский проиллюстрировал почти 120 книг, и среди них любимые детские: «Алиса в Стране чудес» и «Волшебник Изумрудного города». Но это увлекательное занятие — только прелюдия к его пути в искусство. В 1974-м, после знакомства с Николаем Грицюком и Виктором Пивоваровым, Эдуард Гороховский переезжает в Москву — и прорвало! После нескольких лет исканий художник представляет совершенно новую, неизвестную концепцию искусства: он манипулирует фотографией, сталкивает изображение и графику, материалы и формы. Иллюзию глубины, которая открывается в фотографии, Гороховский переносит в плоскость картины.
Те степени свободы, которых, по мнению Гороховского, в настоящем искусстве должно быть несколько, заставили его на несколько доперестроечных лет забыть про публикации и выставки. Круг художников, которые варились в собственном соку, закрытые, замурованные своей внутренней свободой, создал новые направления. Кабаков, Пивоваров, Булатов и Гороховский — те, кто перенес в мировую культуру созданные за эти годы провоцирующие наработки. Как писал сам мастер, вневременная ценность вещи должна давать импульс к размышлению — и его работы этот импульс дают. Ведь все кляксы, фигуры, мазки, встающие на пути у зрителя, на самом деле призваны облегчить диалог — с фотографией, картиной, миром. Диалог с самим собой.