Московская биеннале в цифрах
Бюджет — 90 млн. руб.
Участники — более 80 художников со всего мира;
В программе - около 40 спецпроектов и столько же в параллельной программе.
- Картин, вы человек мира. Работали в родной Бельгии, в Нью-Йорке, в прошлом году делали Сиднейскую биеннале. Каков, по-вашему, сейчас имидж России на международной арт-сцене?
- К России за рубежом всегда было двоякое отношение: кого-то она привлекала, кого-то отталкивала. В ХХ веке на это сильно повлияла пропаганда и появилось больше тех, кого Россия отталкивает. Но лично меня Россия всегда привлекала. Когда Иосиф Бакштейн попросил меня курировать биеннале, я не раздумывала, сразу согласилась.
- Вы выбрали для биеннале тему «Больше света». Что вы в нее вкладываете?
- Это название дает простор для интерпретаций. Я надеюсь, что каждый человек, который придет на биеннале, решит этот вопрос для себя. Но, конечно, на определение названия сильно повлияло пространство, где будет представлен основной проект. Манеж — большая площадка, где много света. И хочется, чтобы название напоминало нам о том, что людям нужно больше внимания уделять друг другу, нужно развивать сознательность и открытость. Но я не имею в виду, что больше света нужно России. Больше света нужно всем государствам и правительствам, поэтому что сейчас все страны сильно связаны друг с другом.
- В мире сейчас сложная ситуация — конфликт в Сирии, охлаждение отношений США и России... Эти глобальные проблемы отражаются на современном искусстве? Прослеживаются они в работах художников, которые прибудут в Москву?
- Страны, которые раньше считались мировыми державами, сейчас теряют свою силу, потому что они больше не могут полагаться на идеологию. Америка больше не может полагаться на капитализм, а Россия — на коммунизм, потому что эти идеологии провалились. И сейчас мировые державы стараются поддержать свой имидж. Происходят конфронтации между многими странами — на Ближнем Востоке, в Африке, например. Тем временем, Китай собственным методом, экономическим, захватывает мир. Если посмотреть на американские бумаги, то видно, что США — по уши в долгах, и не только в США. Мы видим, что Россия и Китай на одной стороне, а ООН и США — на другой, и каждый извлекает свою выгоду. Надо сказать, многие правительства требовали, чтобы художники бойкотировали участие в Московской биеннале. Но никто на это не пошел. Художники понимают важность этого события. Медленное спокойное созидание лучше, чем разрушение. По-моему, хорошо, что из-за биеннале возникают политические вопросы. Никто не знает, получаем ли достоверные кадры из Сирии. Но на биеннале в Москве будет представлена работа сирийской арт-группы. Это кукольный театр.
- Это спектакль о событиях в Сирии?
- Да, это о том, что сейчас там происходит. Это группа состоит из молодых художников, объединившихся во время этого конфликта. Но я не буду раскрывать все карты. Увидите в Манеже.
- Какие установки вы давали художникам, которых пригласили в Манеж?
- Я предупредила всех художников, что им придется много работать вместе. В данном пространстве будет очень гибкая структура сотрудничества. Я предлагаю им самим договариваться о пространстве и о размещении своих объектов. Моя концепция связана с медленным изменением времени и мышления. Биеннале создается не за пять минут и зрителем не осмотреть и не понять ее за пять минут. То, что происходит в обществе, имеет прямые параллели с миром искусства. Поэтому для меня так важно, чтобы художники работали вместе. Тем более, что одна из ведущих тенденций в искусстве сейчас — коллективное творчество. Не случайно художники объединяются в арт-коммуны. Если эта тенденция распространится на всех — мир изменится.