Запредельная концентрация искусства в Венеции как всегда приходится на Арсенал, бывшую судостроительную верфь, сегодня используемое как выставочные пространства, и сады Джардини, где расположены основной и национальные павильоны. Куратором в этот раз выбран директор нью-йоркского Нового музея Массимилиано Джони, успевший к своим сорока годам попробовать силы на многих крупных фестивалях, вроде «Манифесты» и Берлинской биеннале. Десять лет назад Массимилиано уже осуществил небольшой проект на Венецианской биеннале — «Зона». Теперь перед ним более серьезная задача, ведь Джони делает главный проект. Он озаглавил его «Энциклопедический дворец». Название выставки отсылает к проекту итальяно-американского художника-самоучки Марино Аурити. Больше полувека назад тот на полном серьезе подал в патентное ведомство США заявку на регистрацию своего "Энциклопедического дворца" – музея, который собрался бы в себя все главные достижения человечества, от колеса до спутника. Аурити даже построил внушительную модель музея. В выставке, отсылающей к идее Аурити, принимают участие 150 художников из 37 стран. Чуть ли ни треть из них нет в живых. И абсолютное большинство - аутсайдеры, мистики и полузабытые авангардисты. Те, кто наяву представляет себе будущее после ядерной войны и пристально всматривается в бессознательное. В эту компанию попало двое наших художников и один фотограф – Евгений Козлов, ученик лидера петербургского андеграунда Тимура Новикова, Виктор Алимпиев, живописующий пустоту и отвернувшиеся толпы и Николай Бахарев, в 90-х активно разрушавший миф «В СССР (России) секса нет».
Пространство Российского павильона, возведенного архитектором Алексеем Щусевым больше ста лет назад, на этот раз осмыслит концептуалист Вадим Захаров и куратор проекта Удо Киттельма, директор Национальной галереи Берлина и целого ряда государственных музеев Берлина. Содержание выставки держится в тайне. И от чего такая секретность – тоже секрет. Но можно не сомневатся, родит арт-дуэт нечто вдумчивое. В духе лучших проектов Захарова: памятника Теодору Адорно во Франкфурте-на-Майме, который художник исполнил в виде кабинета философу, установленного на площади близ его родного университета под стеклом. Или инсталляция «Гарнитур Святого Себастьяна» - состоящая из реальной мебели, но крайне искаженной, потому что она создана по законам перспективы, существующей в иконописи. Идеи Захарова наверняка придутся по вкусу Массимилиано Джони, но сочтет ли международное жюри его лучше остальных, посмотрим.
А на десерт – самое интересное и провокативное. Один российский художник решил нелегально организовать перформанс близ садов Джардини. Он выпустит в воды Венеции мины!... Надувные, конечно, но оттого не менее взрывоопасные. Так, Сергей Катран протестует против коммерциализации искусства в принципе, и Венецианской биеннале, в частности. «Считаю, что территория искусства — это минное поле, обращенное внутрь себя. Путешествуя по этой территории, ты постоянно подвергаешься риску наступить на «мину». Пошлость, звёздная болезнь, коммерциализация…», объяснил идеи художник-изобретатель на своей страничке в соцсети. Любопытно, как воспримут эту выходку антикоммерческую венецианцы, которые уже несколько раз выступали против размеров яхт-гигантов после визитов русских олигархов.