Во-первых, немного бросилась в глаза некая несогласованность между разными ветвями власти. Днем ранее министр Мединский (не был на заседании у Нарышкина) ясно сказал, что никакого специального закона о культуре в ближайшее время не будет, ибо он, министр не хочет заниматься «отраслевым законотворческим словоблудием». Причем, прав Мединский на все сто: нужные законы и так существуют в различных юридически сводах от Конституции до Уголовного кодекса, в чем смысл прописывать их еще раз? Ради чего? Однако, на заседании в Большом театре те или иные чиновники не однажды поднимали вопрос о культурном законе как об ожидаемой манне небесной, гарантирующей спасение отрасли. Это странно.
Во-вторых, откровенно порадовало выступление председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, который прямо дал понять, что главная проблема культуры — это то ничтожное количество денег, которое на нее государством тратится. И подтвердил цифрами, что доля федеральных ассигнований на сферу снижается. По отношению к ВВП она составляет 0,6% (причем, в период с 2012 по 2015 годы). И это при том, что консолидированный бюджет год от года растет, то есть возможность тратить больше есть... И потом — на что эти деньги уходят? Хорошо «кушают» культурные денежки витринные учреждения — Большой театр и Мариинка, Эрмитаж и ГМИИ. Но, как подчеркивает г-н Макаров, это далеко не вся культура: «Самая первая наша задача — помочь тем, кто в этом больше всего нуждается, тем, кто получает нищенские зарплаты на местах, вытягивая культуру из последних сил...». А содержание лишь витринных объектов Макаров сравнил с консилиумом врачей у постели смертельно больного, когда последние вместо скорейшей операции предлагают легкий массаж, который больному «уж точно не повредит».
Вторя ему, первый зам председателя Госдумы Александр Жуков привел ряд замечательных цитат, по одной из которых следует, что если брать долгосрочный период жизни общества, то основополагающий фактор его оздоровления — это именно культурный уровень, а не экономика, ВВП и прочее. А культуролог Флиер прямо сказал — «чем меньше средств вкладывают правящие элиты в культуру сегодня, тем больше денег они потратят завтра на милицию, юстицию, пенитенциарную систему». «Ситуация с финансированием культуры сегодня абсолютно критическая», — подчеркнул Жуков, — «если у нас 0,6% от ВВП, то в большинстве развитых стран — полтора процента, то есть в три раза больше, чем тратим мы, и это минимально необходимые деньги».
И ни в коем случае — как убеждены спикеры — нельзя принимать «консервативного» сценария финансирования, которое добьет сферу окончательно: «и без того мы видели как с 90-х годов исчезали отдельные культурные профессии, скажем, реставраторы; это страшно».
Иосиф Кобзон отметил, что «было бы прекрасно, если б Год культуры мы бы отметили принятием закона о меценатстве»: он прошел уже первое чтение в ГД, но сейчас, перед вторым чтением г-жа Максакова просит у Нарышкина созвать особую рабочую группу, потому что начинается самый важный процесс обсуждения уже с учетом конкретных цифр, на которые Минфин может не пойти.
— Культура буквально в реанимации сегодня! — завершил Кобзон. — Давайте ей поможем хотя бы законодательно.