Каждый год от участия в «Ночи...» отказывается около десяти питерских музеев. Уже выбыли не только крупные площадки вроде Эрмитажа, Петропавловской крепости, Русского музея, но и небольшие очаги культуры, например Музей-квартира Бродского или Музей микроминиатюры «Русский Левша». И главная причина такого «бегства» — сами посетители. Точнее, их поведение во время «Ночи музеев».
— Мы очень маленькая организация, у нас в штате всего два научных сотрудника и несколько смотрителей, — говорит заведующая Музеем-квартирой Бродского Наталия Балакина. — И для нас «Ночь музеев» — это небезопасная затея. Мы опасаемся не совсем трезвых посетителей.
Из-за пьяных петербуржцев отказалась от участия в «Ночи...» и Петропавловская крепость.
— Мы три года участвовали в этом мероприятии, — говорит Светлана Костышина, пресс-секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга (в этот музейный комплекс входит и Петропавловка. — Ред.). И каждый раз были случаи нарушения общественного порядка: посетители распивали спиртные напитки прямо на территории крепости, вытаптывали газоны. Под угрозу была поставлена безопасность тысяч людей, которые приходили к нам. Поэтому в этот раз Петропавловская крепость будет закрыта ночью для посещений.
Но даже воспитанные и трезвые горожане — большая угроза для музея.
— В прошлом году к нам за одну ночь пришло более 3,5 тысяч человек, — рассказывает генеральный директор Дворца князя Кочубея Наталья Гаврилова. — После того как эта огромная масса людей прошла по трем нашим маленьким залам, у нас стерся паркет. Пришлось его потом восстанавливать. Некоторые уставшие посетители прыгали на мраморные подоконники, прислонялись к стенам. А ведь мы памятник архитектуры, мы охраняемся государством. Поэтому мы решили отдохнуть от «Ночи музеев».
Опасаются за целостность своих экспозиций и Эрмитаж с Русским музеем. И не зря. В прошлом году кто-то из посетителей умудрился ограбить один из небольших музеев.
— Стоило смотрителю на секунду отвернуться, как посетители стащили фикус. Вот кому он понадобился? — недоумевает сотрудник Музея Мирового океана «Ледокол «Красин» Ирина Малинина. — После такого трижды подумаешь, стоит ли вообще участвовать в этом мероприятии.
Кстати, на «Ледоколе «Красин» боятся за безопасность не столько экспонатов, сколько самих посетителей. Музей участвовал в самых первых «Ночах...» в 2008 и 2009 годах. И потом пожалел об этом. Тогда посетители «развлекались» на ледоколе как могли. Влюбленные петербуржцы забирались на нос «Красина» и изображали сцену из «Титаника». Перепуганные смотрители оттаскивали горожан, опасаясь, как бы те не свалились в холодную воду. Были и такие, кто пытался пройти по перилам «Красина». Лишь по счастливой случайности никто тогда не упал за борт.
После двух таких «Ночей...» сотрудники «Красина» наотрез отказались проводить третью.
Настороженно относятся к полуночному «культурному шатанию» даже в тех музеях, которые из года в год участвуют в этом мероприятии.
— «Ночь музеев» для посетителей — просто тусовка. Это мероприятие мало что дает людям, — считает директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. — Уставшие горожане даже засыпают у нас в залах на скамейках. Мы потом ходим и будим их.
— Люди всю ночь носятся из музея в музей, — вторит Ирина Малинина. — Знаете, это мне чем-то напоминает собачку, которая бегает по двору и метит территорию: здесь я был и здесь тоже.
Участники «Ночи...» готовы смириться и с этим, лишь бы люди приходили в музеи, библиотеки, галереи. Но популярное мероприятие в последние годы становится настоящей антирекламой для учреждений культуры.
— К нам приходили по 2–3 тысячи человек за ночь, — рассказывает Ирина Малинина. — Возле ледокола выстраивалась огромная очередь. Люди часами ждали на улице, чтобы попасть на борт. Сомнительное удовольствие, не находите? После такого вообще пропадет желание ходить в музеи. Мы проводили небольшое исследование, и оказалось, что в течение 2–3 недель после «Ночи...» у нас серьезный спад посещаемости. Кроме того, я читала много негативных отзывов в Интернете об этом мероприятии. Все как один писали: «Я отстоял огромную очередь, а потом так ничего и не увидел». А что можно увидеть, скажем, в небольшом музее-квартире, в который набились, как шпроты, сотни человек? Вот и получается, что это мероприятие не для людей и не для музеев... А для кого тогда? Я не знаю...