Празднование юбилея мастера началось в прошлом году с ретроспективы в Русском музее, затем выставка переехала на родину Нестерова в Уфу, и вот, наконец, добралась до Москвы. Крупнейший проект года Третьяковской галереи «В поисках своей России» собрал около 300 живописных и графических работ художника из 24 музеев и 10 частных собраний. К премьере опубликован значительный каталог-альбом, собравший последние исследования творчества мастера. Открывает ретроспективу самый известный цикл Нестерова, посвященный Сергию Радонежскому, «лучшему человеку древних лет Руси». Ключевая работа серии - «Видение отроку Варфоломею» - на самом видном месте. Сюжет, взятый художником из «Жития преподобного Сергея», написанного Епифанием Премудрого в ХV веке, знаком каждому со школьной скамьи. Но далеко не каждому известно, как и почему Михаил Нестеров пришел к этим духовным идеям.
Михаил Васильевич родился в 1862 году в Уфе в купеческой семье с религиозно-патриорхальным укладом. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его первым учителем был Василий Перов. Его ученическое опыты хороши, и некоторые из них представлены на выставки, но не они сделали его тем Нестеровым, чья известность стойко держится последние сто лет. Его манеру и стиль изменились после смерти его первой жены Марии Мартыновой после родов. Он глубоко переживал потерю супруги и многое переосмыслил в своем творчестве: из рядового пейзажиста превратился в оригинального мастера, - рассказала замдиректора ГТГ Лидия Иовлева.
Некоторые из ученических опытов Нестерова музей показывает впервые. Как раз к юбилейной ретроспективе в ГТГ поступило 14 работ художника, принадлежавших его внучке Ирине Шретер и другу архитектору Алексею Щусеву. Портреты и бытовые сцены из жизни москвичей написаны хорошо, но в них нет той лирики, которая сделала мастера одним из самых известных художников своего времени. Зато национально-романтический символизм легко читается в более поздних работах — в эскизах храмовых росписей, которыми много был занят Нестеров, в его серии о русских женщинах, изображенных в состоянии «внутренней молитвы», и, конечно, в его монументальном полотне «Душа народа» (1914-1916), которое замыкает цикл о Сергее Радонежском и которое сам Нестеров считал вершиной своего творчества. В этом крестном ходе за юным отроком следуют царь и патриарх, воевода и юродивый, медсестра и солдат, покалеченный войной, Достоевский, Толстой и Соловьев. «Все они идут к совершенству, которой Нестеров видел в Христе», убеждена Лилия Иовлева. Эта работа, как никакая другая, показывает главную тему художника — поиск духовной истины, своей России.
После революции Нестеров стал больше писать портреты, они выходили у него изумительно, особенно его любимая модель — старшая дочь Ольга. Он никогда не принимал заказы — писал по велению сердца. За один из своих портретов — физиолога Ивана Павлова — получил Сталинскую премию в 1941 году, за год до смерти. Но это не значит, что глубоко религиозный художник был обласкан советской властью. В 1938 году он был арестован и провел две недели в Бутырке, а его зять, видный юрист Виктор Шретер, тогда же был обвинен в шпионаже и расстрелян. И все же Нестеров до конца остался верен своим идеям: он смерено принимал испытания, как и его герои, и не уставал поэтизировать Святую Русь.