Одним из первых на сцену вышел министр культуры Владимир Мединский, чтобы наградить «за творческий вклад в развитие современного искусства» Эрика Булатова. Вручая статуэтку пионеру соц-арта, министр отмечал, что с работами художника знаком с детства. Мединский имеет ввиду не знаменитые пейзажи художника, совмещенные с плакатными текстами, за которые ему вручают премию, а иллюстрации к сказкам - «Красной шапочке», «Золушке» и «Спящей красавице», которые позволили ему выжить в СССР. Зал поддерживал решение жюри стоя, ведь Эрик Булатов — живая легенда от искусства.
Награду за поддержку современного искусства получила Ирина Прохорова, руководитель Фонда имени своего брата. А спецприз от фонда «U-Art: Ты и искусство» - куратор Андрей Ерофеев (за выставку классика соц-арта Леонида Сокова «Угол зрения»).
Настал черед основных номинаций. Как и следовало ожидать, в номинации «Кураторский проект» победила выставка Ярославы Бубновой «Самое себя глаз никогда не видит» - основной проект II Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, организованный ГЦСИ. Лучшим региональным проектом называют выставку художника из Воронежа Ильи Долгова «Гербарий», на которой автор показывал засуженные растения (их он собирал 14 лет), ботанические рисунки и кубические объекты из тростника. Получая награду (и 400 тыс. рублей призовых), Илья призвал всех художников, уехавших из родных городов в Москву, возвращаться домой. Если в художественных практиках региональные авторы сейчас преуспевают, то в теоретическом осмыслении искусства — не очень. В номинации «Теория, критика, искусствознание» соревновались искусствоведы из Москвы и Петербурга. Победа достается Елене Петровской и ее книге «Безымянные сообщества».
Петербургского художника Ивана Плюща вызывали на сцену дважды, но его не было в зале. Он победил в номинации «Новая генерация» и получил спецприз посольства Франции за проект «Процесс прохождения», представленный в ДК Орджоникидзе в рамках II Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге. Работа действительно мощная: представляет собой советскую ковровую дорожку, уходящую в потолок сцены в доме культуры.
В финале вручили главную номинацию — за лучшее произведение визуального искусства. Награда присуждается арт-группе «Провмыза» (Галине Мызниковой и Сергею Проворову) за оперу «Марево», поставленную в нижегородском филиале ГЦСИ. Одноактная опера — дебют художников в данном жанре — также представлена на «Золотой маске». Она рассказывает историю семьи (родителей с двумя детьми), которые попали в автокатастрофу. Начало действия — первые мгновения после аварии. По очереди четверо героев представляют вокальную версию своей судьбы, закончившейся трагически. И по ходу развития сюжета зрители понимают, что речь даже не о отдельной личной драме, а о глобальной катастрофе...