Олег Кулик разгадал ад

В понедельник в галерее «Риджина» открывается выставка «Рамы»

«Как вам в аду?» — спрашивает Олег Кулик, стоя рядом со мной между двух рам, в которые заключены зеркала. Мы смотрим на себя в бесконечности, напоминающей множество «Черных квадратов» Малевича. С другой стороны той же инсталляции стекло прозрачное и перед нами уже иная картина — живые люди, вписанные в бесконечность, обрамленную искусной резьбой тибетских мастеров… Новый проект Олега Кулика «Рамы», посвященный осмыслению границ в искусстве, оценил корреспондент «МК».

В понедельник в галерее «Риджина» открывается выставка «Рамы»

В галерее «Риджина», где открывается выставка Олега Кулика «Рамы», масса гостей. Они по несколько раз осматривают пять работ художника и, похоже, при каждом новом взгляде на них находят новые смыслы необычных рам. Первая из них встречает публику на входе в галерее, и определенно именно она — ключевой арт-объект экспозиции. Две рамы, образующие узкий проход, ведущий к остальным работам, сам художник называет «врата ада». Они уникальны тем, что воспринимаются совершенно по-разному в зависимости от точки обзора. Если смотреть от входа в галерею — можно увидеть три черных квадрата. Два из них образует инсталляция, подвешенная в пространстве, третий виднеется на стене в глубине галереи. Если зайти сбоку к этой инсталляции — перед тобой живописные резная рама, сделанная тибетскими мастерами из монастыря Сера, что расположен у подножия горы Пурбу Чок на высоте 3660 метров.

— Это символика огня и преодоления заблуждения, — расшифровывает художник надписи и знаки на внешней раме. — А внутри рамы — люди, которые видят только себя в бесконечности. Также и в жизни: мы сосредоточены на собственном эго, переживаниях, страданиях и не видим больше ничего. Это ад. А когда мы со стороны смотрим на него — это взгляд просветленного.

«Черный квадрат», расположенный напротив «врат», в контексте выставки звучит иначе, нежели в начале ХХ века. Малевич показал через него пустоту, постепенно пожирающую искусство. Однако, уверен Кулик, в легендарном творении супрематиста заложен и выход из этой пустоты — он заключен в белой раме, обрамляющей черный квадрат. Потому рама эта специально подсвечена ярким белым, каким-то хирургическим, светом (как, кстати, и внутренние рамы «врат»). «Внутри каждого человека есть чернота, но бог тоже с ним», — комментирует художник.

Олег Кулик разгадал ад

Олег Кулик разгадал ад

Смотрите фотогалерею по теме

Другие две рамы, расположенные в глубине галереи друг напротив друга, обозначают мужчину и женщину. Мужская рама сделана из разноцветных церковных лампад. В них горят свечи. Лампады образуют силуэт человека, который, кажется, только что пробежал сквозь них с поднятыми руками, будто спасаясь от пожара. Женская рама сделана из маленьких разноцветных деревянных фигурок (треугольников с головками, ручками и ножками) и напоминает образ Богородицы.

А в центре галереи, под потолком, — еще один объект, связанный с религиозной символикой. Это опрощенная версия купола древнего подземного храма в Каппадокии.

— Этот храм глубоко под землей, в пещере на глубине 80 метров, — описывает Кулик место, вдохновившее его. — Там на полотке выцарапан купол — 16 святых, там есть Иисус, Бог Отец и Троица. Я убрал все надписи и детали рисунков и оставил только геометрию. Мы будто видим очень красивый скелет динозавра. И понимаем, что это было мощное существо, которое пряталось 300 лет, потом вышло и завоевало весь мир.

Выставка получилась очень мощной и продуманной. То, что Кулик, который последние годы крайне увлечен изучением христианской и буддистской эстетики, использовал массу религиозных символов, совсем не удивительно. Интересно, что художник, двадцать лет назад разрушавший традиционные каноны искусства, теперь занят поиском художественных границ.

— Границы всегда нужны, иначе начинается хаос, — уверен он. — Нарушилась иерархия. Сейчас границы заново создаются. Идет отделение важного от второстепенного. Что такое Бог для современного человека? Предмет неопределенный, туманная категория. Ее можно определить только границами, комментариями. То же самое — в искусстве. Художник не определяет содержание, а обозначает границы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру