Валерий родился в семье Сергея Илларионовича и Матрены Федосеевны Золотухиных. Отец его был председателем колхоза. Как Валерий Золотухин, простецкий алтайский парень, покорял Москву,- сегодня знают все. Но несмотря на всю свою «таганскую» славу, на громкий успех в кино, на дружбу с Высоцким и прочие столичные «знаки отличия», Золотухин умудрялся оставаться совершенно своим на Алтае. Его любили, им гордились.
Золотухин не только по-настоящему отдыхал душой дома. Он постоянно пытался принести пользу — селу, краю. Так, очень много сил артист вложил в Молодежный театр Алтая. Ходил по кабинетам краевых начальников, выбивал деньги на реконструкцию здания, хлопотал за актеров. С 2003 года взвалил на себя весьма нелегкую должность художественного руководителя Молодежного театра. На сцене театра сыграл Луку в «На дне» Горького, Городничего в «Ревизоре» Гоголя, Деда в «Праздниках детства» Шукшина. А в ноябре 2012 года Золотухин сыграл в премьере Молодежного театра Алтая «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина – он исполнил роль Судьи. В этом спектакле он вышел на сцену вместе со своими учениками. Этих ребят так и называли - «золотухинский набор». Каждого он лично отсматривал, с каждым отобранным студентом вел разговоры, занимался, показывал, рассказывал, абсолютно не жалея времени.
Валерий Сергеевич довел до конца дело по реконструкции здания для Молодежного театра — из старого, практически аварийного здания театр переехал в самый центр Барнаула, столицы края. Это было в 2011 году. Кроме того, рядом с театром было открыто здание театральных студий для проживания актеров – подобного нет ни в одном театре России.
Построил он и храм. Тот самый храм Покрова Пресвятой Богородицы, на кладбище которого он будет похоронен. Это строительство отняло у Валерия Сергеевича чрезвычайно много сил. Он вспоминал: «Построил, чтобы восстановить историческую справедливость. В селе когда-то была церковь, но ее разрушили наши отцы, в том числе и мой. Из бревен сложили клуб — в нем я начинал свою артистическую карьеру, его стены благословили меня на Москву. А решение пришло в 1991 году, когда вышла моя книга «Дребезги». Хотелось достойно распорядиться гонораром, и я подумал: надо бы в Быстром Истоке поставить храм.
Виталий Кирянов, друг актера, вспоминает: «Золотухин сделал первый большой взнос 100 000 рублей, это были деньги, вырученные с его концертов. Помогали и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, и тогдашний губернатор Алтайского края Александр Суриков, и как-то дело у нас сдвинулось. И Валерий Сергеевич достаточно крупные суммы вкладывал. И вот, когда строительство уже было закончено, мы с ним гуляли, и он сказал, что хотел бы, чтобы его похоронили на территории этого храма. Об этом его желании все знали, он этого не скрывал». Это было сказано лет за десять до смерти...
В театре сейчас пусто. В окне — огромный портрет Валерия Сергеевича, черной ленточкой перечеркнутый... Первое апреля. В Барнауле идет снег. Золотухин бы не удивился...Алтай есть Алтай, непредсказуемый, ни на кого не похожий, - каким был наш Золотухин.
«МК на Алтае».