— Напечатанные меню монарший двор начал использовать в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века по образцу французских, — рассказывает коллекционер. — Во Франции такие меню появились раньше. Меню могли высылаться иногда заранее, вместе с приглашением, но чаще ждали гостей на обеденном столе.
Поводы для званого обеда могли быть самые разные. Существовало несколько десятков типов русских парадных обедов, о масштабе которых мы сегодня можем судить по меню, эскизы для которых делали ведущие художники своего времени. Различают несколько типов парадных обедов: свадебные и юбилейные, прощальные и встречные, именинные и пасхальные, дипломатические и студенческие, частные и полковые.
Конечно, пиры закатывали не только цари. С размахом кутили, например, в элитных войсках. И они составляли меню заранее и заказывали их отпечатки в типографиях, цветные и украшенные иллюстрациями. Эскизы заказывали у художников. Только для царских приемов их делали не рядовые мастера, а самые лучшие. Так, над меню обедов, посвященных коронации императоров Александра III и Николая II, трудились Виктор и Апполинарий Васнецовы, Альберт Бенуа, Василий Поленов, Николай Каразин.
— Коронационные торжества длились больше двух недель, и на каждый день было свое меню. Это многоцветные меню с большим количеством фигур, с блюдами и датой, будь то первый день коронации или торжественный прием зарубежных послов.
— Сколько стоит на антикварном рынке такой листик, сделанный по эскизу Поленова или Бенуа?
— Коронационные меню стоят по нескольку тысяч долларов за экземпляр. А «простые» меню, выпущенные к обедам состоятельных людей, дешевле.
— Сколько у вас в коллекции таких меню?
— Несколько сотен. А будет выставлено штук 250.
— А настоящий обед будет?
— Нет, я не готовлю.
— Почему вы стали собирать именно меню?
— Так получилось, что в конце 70-х мне попалось несколько меню. Я стал интересоваться, зачем они и почему. Постепенно стала формироваться коллекция. За этой темой стоит целый пласт русской жизни конца ХIХ — начала ХХ века.
— Выставлялась коллекция раньше?
— Нет. И вообще, по-моему, раньше никто не делал выставок только меню. Их показывают в сборных выставках вместе с предметами ХIХ века, живописью, но не отдельно. Так что это первая выставка меню в России.
Кроме спецпроекта Антикварного салона публику, как обычно, ждет большой выбор произведений старых мастеров и художников русского авангарда, классика отечественной живописной школы и искусство Японии, русское стекло и декоративное искусство ар-деко. На 8600 кв. м территории салона разместятся стенды 250 участников. А в центральной зоне — 20 тематических экспозиций от наиболее авторитетных российских антикварных галерей.