— Наш музей взял курс на освоение не только европейской, но и американской, африканской и азиатской культур, — говорит на открытии проекта «Тысяча лет золота инков» директор Пушкинского музея Ирина Антонова. — Поэтому последние премьеры посвящены именно этим пластам культуры, которым раньше мало значения придавали в России, хотя в Европе давно интересуются. Не случайно же, например, музей «Метрополитен» отдал 17 залов под африканское искусство.
Сегодня в центре внимания — одна из древнейших культур, связанная с судьбой нескольких исчезнувших народов, — чавин, уари, паракас, мочика, чиму, наса и, конечно, их исторических наследников инков. 86 драгоценных артефактов — лишь малая часть той коллекции, которую собрал основатель Музея золота Перу Мигель Мухика Гальо. Сейчас в собрании музея восемь тысяч древних экспонатов.
— Отец сначала начал собирать оружие, а потом переключился и на другие более ценные предметы, — рассказывает «МК» дочь коллекционера, директор перуанского музея Виктория Мухика Диес Кансеко. — Он много путешествовал и везде, где представлялась возможность, покупал артефакты. Сначала хранил все дома, отдал под коллекцию весь подвал, а потом построил музей. Чтобы собрание оставалось неделимым, он создал фонд музея, которым управляют члены семьи, но продавать никто из наших родственников экспонаты не может.
Те предметы, которые теперь можно увидеть в Пушкинском музее, чудом сохранились: испанцы вывезли все золотые артефакты, что нашли в храмах инков (в основном драгоценные украшения использовали в религиозных обрядах). Уцелело лишь то, чтобы лежало в гробницах. Погребальные и ритуальные маски, ножи, сосуды и даже золотые руки — вот что вы найдете в экспозиции, охватившей историю южной Америки от I тысячелетия до нашей эры и вплоть до XVI века.