Марк Захаров, Елена Образцова, Михаил Хазанов, Андрей Макаревич, Василий Церетели... Количество культурной общественности зашкаливает. На вернисаже «Fly to Baku» отметился и министр культуры Владимир Мединский — под вспышки фотоаппаратов он вручает Лейле Алиевой букет роз, который, кстати, отлично подходит к ее кокетливому белому платью с открытыми плечами. Старшая дочь президента Азербайджана Ильхама Алиева выступает не только как основной организатор (Лейла возглавляет культурный фонд имени своего деда Гейдара Алиева, который инициировал проект), но и показывает собственные работы на выставке. В графической серии Лейлы, в основном написанной тушью, — сплетенные мужские и женские тела, девушки, вырывающие себе сердца или режущие ноги...
Работы Лейлы соседствуют с картинами другой молодой азербайджанской художницы Аиды Махмудовой — ее большие размытые пейзажи в пастельных тонах сделаны с иным настроением. «Я писала исчезающие места в Баку, те, которые мне дороги», — объясняет она. Выпускница лондонского колледжа искусств и дизайна Сен-Мартин тоже поддерживает художников: в Баку своя галерея современного искусства YAY. «Сейчас в Баку около пяти значимых галерей современного искусства. Но art community Азербайджана с каждым годом становится больше и больше», — рассказывает Аида «МК».
Выставка «Fly to Baku» подтверждает ее слова: действительно, в экспозиции представлено искусство самых разных форм и направлений. От авангардной живописи шестидесятников до бамбуковых и металлических объектов, от гиперреализма до видеоарта и световых инсталляций. Однако за разнообразием форм, в отличие от западного искусства, не стоит скрытого концепта, острых тем или протестных настроений. Наоборот — в Азербайджане все хорошо. Нефть там наливают вместо чая. Столы ломятся от вкусностей (впрочем, как и на открытии вернисажа), которые уж если писать — то мощно, в три стены, как это сделал Фарид Расулов. Не забыты и национальные ковры, который художник Фамк Ахмед умудряется талантливо сочетать с абстрактной скульптурой. Почему искусство Азербайджана лишено острых тем, а художники больше любуются своей страной, чем анализируют процессы, происходящие в ней? Эти вопросы адресую художнику Рашаду Алекперову, автору световой инсталляции «Fly to Baku» (она представляет собой проекцию, изображающую родной город художника, над ней балансируют разноцветные самолетики, подвешенные к потолку).
— А вы знаете, что в Баку нет криминала? — не задумываясь, отвечает он. — Уже несколько лет все спокойно, хоть в три часа ночи выйди — тебя никто не тронет. В искусстве сейчас вообще бум. Если раньше художники работали дома, а выставлялись за границей, то теперь ситуация изменилась. Появились галереи. Фонды, помогающие художникам. Есть Музей современного искусства.