Разумеется, ничего нет плохого в новой сильной премии, хоть как-то мотивирующей молодых выпускников ведущих художественных институтов, получающих прекрасную школу, но потом часто не находящих себя в стихии совсем иных «трендов». Единственное, хотелось бы большей прозрачности — с чего это вдруг премиальный фонд губернской премии так резко возрос (чуть ли не вдвое по сравнению с прошлым годом), что ее теперь заочно сравнивают с «Золотой Маской» или «Никой» для художников? Откуда деньги?
Как бы то ни было — дело благое, хотя несколько странно «свои истоки» презентовать русским через лондонский особняк аукционного дома MacDougall’s.
— Хочу заметить, — говорит «МК» представитель Дома, — что MacDougall’s выбран исключительно как площадка: мы никакого отношения ни к премии, ни к номинациям, ни к финансированию не имеем. Это, скорее, культуртрегерская миссия. Собственно, презентации у нас не было: но с сего дня и по 5 февраля будет работать выставка из примерно двух десятков вещей, где представлены работы как самого Пластова (из собрания музея в Ульяновске), так и номинантов премии его имени... Инициатор выставки — Ульяновская область.
Сколь эта премия авторитетна среди сообщества, мы попытались выяснить у представителя Союза художников России (одного из учредителей ПП) Александра Грекова:
— Поначалу премия, возможно, и имела провинциальный привкус, долго раскачивались, — говорит искусствовед, — но сейчас обрела уже иной масштаб: большой премиальный фонд, увеличение количества номинаций, более торжественная церемония вручения «пластовских статуэток» (известный образ крестьянина), медали... Вон в галерее Церетели скоро пластовская выставка откроется. Почему нет?
— Премия в рестайлинговой версии будет вручаться только художникам-реалистам?
— Нет, не только. А что есть реализм? Я вспоминаю книгу Роже Гароди «Реализм без берегов» — где берега? Пикассо реалист или нет? Так что вешать ярлыки не будем (равно как и называть Пластова соцреалистом). Я вспоминаю авторскую выставку Кончаловского (это 80-е годы), так там впервые было показано не только то, что помогало ему выжить, но и любопытнейшие работы, через которые он развивал свою систему, но не мог их представить на суд божий по политическим соображениям. Так что ограничения условны. И я очень рад, что, по сути, впервые в новейшей истории происходит подобное движение в русской культуре — появление столь статусной премии.
— А откуда берутся сами работы? Если речь идет о современном искусстве — вещи так или иначе крутятся в столичных галереях, на «Винзаводе», о них все говорят... Из каких недр на свет появляется реалистичная живопись?
— У нас 105 отделений по стране, и мы, поверьте, чувствуем пульс художественной жизни на местах. Регулярно проводим как региональные, так и всероссийские выставки, так что молодежь не чувствует себя совсем потерянной, поддержка есть. По регламенту один художник может номинироваться только с одной работой. Или же в качестве номинанта выступает целое учебное заведение, например Суриковка.