В «Галерее А3», что в Староконюшенном переулке, заснеженных посетителей встречает «Любовница маркиза де Сада». Обнаженная женщина с розовым телом, синими сосками и гигантскими глазами с порога задает тему вернисажа. Кстати, эта картина — центральная и в новом спектакле Романа Виктюка по пьесе Андрея Максимова, повествующей о судьбе легендарного любовника, писателя и философа маркиза де Сада. Главная тема постановки и, соответственно, выставки — отнюдь не садизм, а свобода личности и борьба Творца и Власти.
— Маркиз де Сад сидел всю жизнь — все правители его сажали. Но, сидя в тюрьме, он оставался свободным. У него невероятно трагическая судьба, но его читали и издавали. А враги использовали его гений, его идеологию. Каждый художник — маркиз де Сад, провокатор, творец, взрывающий общественное сознание. Власть не имеет права влиять на художника, — эмоционально рассказывает Татьяна Стрельбицкая, будто играет моноспектакль на сцене. Ее живопись не менее эмоциональна и неудержима.
В одном из залов она показала врагов де Сада: 11 искореженных лиц с сумасшедшими глазами написаны чистыми цветами в весьма экспрессивной манере.
— Чтобы написать «врагов», я изучала лица маньяков, и вот парадокс — они оказались красивыми, — поясняет Татьяна. — Но чем больше я смотрела на них, тем больше видела их темную сторону. Например, Чикатило раскрылся во время допроса, проявил свою гадкую сущность. Но я не хотела переходить на личности — гадливые сущности в каждом из нас.
Во втором зале публику встречает портрет самого де Сада, написанный с актера Дмитрия Бозина, сыгравшего маркиза в спектакле Виктюка. Он, конечно, обнажен, возбужден и прекрасен. Вокруг него ангелы — несколько больших полотен с изображением белых крылатых существ, а напротив — «Мастер», Роман Виктюк. «Когда директор «Галереи А3» Виталий Копачев предложил мне выставить эти работы, я не хотела показывать только негатив и дописала друзей де Сада — ангелов, в которых верим и я, и Виктюк», — говорит Татьяна.
В этот момент появляется и сам Виктюк — как будто сошел с портрета. Снимает синие очки и выдает монолог: «Стрельбицкая стреляет метко! Вон как подстрелила мерзавцев — агрессию, зависть и ненависть. Любая власть хочет, чтобы садизм в людях прогрессировал — включи телевизор, выйди на улицы, и ты почувствуешь этот садизм или ту волю, которая его сдерживает. Но свет должен победить».
Не знаю уж, как на всей Земле, а в отдельно взятой «Галерее А3» свет победил: искушенная публика (а именно такая чаще всего собирается в этом самобытном выставочном зале, сумевшем отстоять право на самостоятельность) решила, что вся эта история не о зле, насилии и сексе, а о любви. Да будет так.