Надежда Морозова, только что утвержденная в качестве директора, соглашается показать проблемные зоны подвластного ей учреждения. Именно фигура Морозовой больше всего раздражает сотрудников музея, а значит, и две инициативные группы, поддержавшие их, - «Рассерженные горожане» и «Маяковский: спаси и сохрани». Активисты направили петицию в департамент культуры, где требуют переизбрать директора по конкурсу и составить координационный совет, который бы наблюдал за реконструкцией. А вот и она сама: миловидная женщина, лет 35, с серьезным взглядом.
— Вся идея музея построена на этой комнате, где жил и покончил с собой Маяковский, - говорит г-жа Морозова возле небольшой комнатки, единственном месте, оставшемся без изменений с 30-х годов (реконструкция проводилась в конце 1980-х годов, когда и создавалась экспозиция, за которую все так волнуются). - Все домыслы по поводу того, что музей как-то кардинально поменяется, не верны. Но здание 1880-х годов требует ремонта, иначе оно рухнет, и останется один каркас экспозиции 1980-х. Есть постановление МЧС — там масса нарушений. Проект капитального ремонта на сдаче — 24 января будем его принимать. Он стоил 6 миллионов. На следующем этапе мы закроем экспозицию, вынесем графику, фотографии, снимем легкие конструкции, а что нельзя снять, поместим специальные поддерживающие конструкции. Этим займется компания, которая выиграет конкурс, который мы объявим. Потом будет еще один конкурс на строительную компанию, которая проведет уже реконструкцию и капремонт.
— Когда закроется музей?
— Это зависит от того, как пройдет экспертизу проект. Думаю, к лету.
— Что изменится?
— Обязательно заменим эти потертые папки с информацией о каждом зале на современные экраны или тач-скрины. Освободятся помещения, сейчас занятые вентиляционным оборудованием, для временных выставок или кафе. Может быть, уберем инталляцию «Хорошо» (из гигантских спичек, посвященную одну из путешествий Маяковского), чтобы освободить место для показов модной одежды от молодых дизайнеров. В основном все постараемся сохранить.
По словам Надежды Георгиевны, к воссозданию экспозиции привлекут художников, которые создавали ее двадцать лет назад. Для этого даже выкупили эскиз (за 100 тысяч рублей!) у Евгения Амаспюра, который работал над ней как главный художник. Привлекут к воссозданию экспозиции и Ивана Лубенникова, одного из соавторов оформления музея. Всех, кроме Тараса Полякова, который, собственно, и инициировал травлю нового директора музея Маяковского и отказался от сотрудничества с Морозовой. Их неприязнь, похоже, взаимна: директор уверена, что и без него можно справиться. Считает, что его люди организовали шумиху вокруг реконструкции и их всего-то трое (хотя сотрудница музея Марина Краснова, утверждает, что оппозиционеров - около15 человек).
— Поляков — все-таки один из главных авторов экспозиции, вы бы слышали как он ведет экскурсии, когда приходит! - рассказывает мне уже после ухода Морозовой одна из смотрительниц музея, приветливая бабуля, божий одуванчик. - А директора нового я и не признала — почти не вижу ее, с нами, смотрителями, она не знакомилась.
— А на митинги ходите? Что думаете про реконструкцию?
— На митинги не хожу. Но думаю, что экспозицию нужно сохранить — в ней весь ХХ век. Хотя ремонт нужен — в одном зале холодно, в другом душно, к жужжанию батарей я привыкла, но людей раздражает. Главное, мы ничего не знаем — о нашей судьбе узнаем из газет и волнуемся.