Итак, в нескольких залах вы обнаружите более 300 произведений (картин, монументальных полотен, архитектурных проектов, церковных росписей, графики), созданных молодыми ребятами 20—25 лет за последние четыре выпуска.
Как все это происходит? Выпускнику дается значительный период времени, скажем, полгода-год; он обеспечивается мастерской, холстом, красками. Тема обсуждается с руководителем. Формат для диплома студентом выбирается вполне себе ощутимый. Например, 2х3 метра. Ведь как упустить такой случай — написать что-то большое и быть выставленным! Без стремянки, понятно, никуда. Картины остаются в собственности академий, хотя хранить их особенно негде.
Главный вопрос, коим задаются зрители: куда дальше пойдут все эти таланты? «МК» консультирует Евгений Максимов, завкафедрой живописи и руководитель монументальной кафедры Суриковского института:
— Как вы оцениваете уровень этих картин?
— Ну, во-первых, тут очень небольшая часть всего того, что делается. Только представьте, сколь сложно огромные полотна привезти из того же Санкт-Петербурга... Вон перед нами висит триптих одного чеченского художника из Грозного, так на самом деле это целая стена холстов числом около восьми! Конечно, работа серьезная: история, так понимаю, его народа. Картины, впрочем, разные: есть станковая мастерская — вот девочка с цветочками стоит, типично женская вещь, камерная. А есть монументальная школа, с глубоко продуманным замыслом, более декоративная.
— Но откровенно слабых нет?
— Нет, конечно! Вузы-то высокого уровня, и люди там учатся серьезно. Даю голову на отсечение. Кто-то пытается найти собственный стиль, кто-то следует технике письма прежних мастеров. Это всегда так было и будет: все люди с разным уровнем мышления.
...Открывал экспозицию (кстати, она называется «Наследники великих мастеров») Зураб Церетели:
— Главная задача академий, работы которых здесь представлены, это сохранение традиций. Ведь столь уникальной школы нет нигде в мире — ни в Европе, ни в Америке. Это богатство России. Очень много талантливейших художников у нас — тут подсчитали: до 40 000. Но очень важно найти форму для их реализации. Нужно организовывать мастерские, выставочные пространства. Нужно пропагандировать наше искусство в России и за рубежом. И я рад, что Европа очень заинтересовалась, — думаю, что подобные выставки будут организованы и там. Россия шагает в мир через искусство. Это дает доброту, дает смысл, много радости.