Не секрет, что библиотекарь сегодня — одна из самых низкооплачиваемых профессий. Например, сотрудник Исторической библиотеки получает чуть больше 10 тысяч рублей, а работник Российской государственной библиотеки — около 20 тысяч. Для Москвы таких денег хватит, чтобы с трудом свести концы с концами. В петербургской РНБ средняя зарплата — около 14 тысяч рублей, что, по словам замдиректора по административно-хозяйственной деятельности библиотеки Владимира Александрова, в два с лишним раза ниже доходов среднестатистического петербуржца. Чтобы повысить доход библиотекарей, руководство Публички решило пойти на решительные меры — взять да и сократить 20% своих сотрудников.
— Сокращение коснулось всех отделов: у нас уходят не только пенсионеры и люди, которые плохо работают, но мы вынуждены сокращать сотрудников, которыми мы довольны, — рассказывает «МК» глава отдела редкой книги Наталья Патрушева. — Планы нашего отдела, государственное задание остаются прежними, но нам будет сложнее с ними справляться. Политика государства такая — бюджетников сокращают. Наша задача — помочь им найти другую работу. Одному помогли. Люди обижены, это понятно. Но все сделано в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии с трудовым законодательством с сотрудниками, оказавшимися не у дел, простятся через два месяца. Владимир Александров уверяет, что это не скажется на обслуживании читателей, так как подразделений, непосредственно работающих с читателями, увольнения коснутся не так сильно. Зато хозяйственные должности, а главное, научные отделы заметно подчистят.
Но сокращения не единственная проблема Публички. Сейчас в новом корпусе РНБ (что на Московском проспекте), куда переезжают библиотечные фонды из старого здания на площади Островского, не работает отопление. Александров утверждает, что виноват подрядчик, который вовремя не доставил тепловое оборудование. Оно должно было появиться в новом здании библиотеки еще в сентябре, но этого так и не случилось. Чтобы как-то поддерживать плюсовую температуру, в читальных залах установили теплопушки, и сейчас там около 16 градусов. Так что обиженным библиотекарям, похоже, приходится плакаться не в жилетку, а в телогрейку.