35-летний Давид Шелли, глава издательства Little, Brown & Co., рассказывал, что однажды был приглашен своим знакомым на обед в ресторан, но не знал, но не знал остальных участников трапезы. «Когда в зал вошла женщина, известная всей Британии и прямиком направилась к нашему столику, я почувствовал, что начинаю терять дар речи», — вспоминал потом Шелли. И когда она сказала: привет, я — Джо Роулинг, растерянный издатель еле выдавил из себя ответное приветствие. Между тем, разговор за обедом не касался ни ее будущей книги, ни планов писательницы. Лишь позже Шелли узнал, что Роулинг выбрала его издательство для этой публикации.
Такая скрытность вполне объяснима. За время работы над семи книгами эпопеи Гарри Поттера, Роулинг отлично усвоила методы современного книжного маркетинга, которые требуют обеспечения максимальной секретности при подготовке бестселлера. Впрочем, в ее скрытности повинны и папарацци разного рода. За годы «Поттерианы» она 50 раз обращалась в полицию и к адвокатам, специализирующимся на защите права человека на частную жизнь. Дважды неизвестные, искавшие рукопись очередного тома, проникали в автомобиль редактора книги, а однажды даже вырвали из ее рук на улице сумку, надеясь найти там заветный текст.
Но вот, наконец, пелена секретности сброшена. В четверг вечером в большом зале имени королевы Елизаветы на юге Лондона, толпы поклонников Роулинг увидят не только ее саму, но и толстенный том, на ярко красной обложке которого отлично видно название «The Casual Vacancy» («Случайная вакансия»). На этой первой презентации Роулинг прочтет несколько отрывков из новой книги, ответит на вопросы, раздаст автографы.
Сюжет романа действительно никак не перекликается с историей мальчика, наделенного необычайными свойствами. На этот раз речь идет о самых обыденных, самых обыкновенных аспектах жизни современного английского общества.
Случайная вакансия образовалась после того, как в маленькой деревеньке Пэгфорд к юго-западу от Лондона неожиданно умер один из членов местной администрации. Выборы нового члена местного совета вдруг становятся поводом для взрыва эмоций жителей Пэгфорда, возникновения острых конфликтов и решительной борьбы. В ходе этой борьбы всплывают весьма неприглядные подробности жизни селян, обнаруживаются многочисленные «скелеты в шкафу», о существовании которых никто не знал.
По сути дела эта мрачная комедия является своего рода пародией на современную политическую жизнь Британии, о которой Роулинг, которая дружит со многими ее участниками, знает не понаслышке. В одном из интервью писательница отмечала, что ее заинтересовала тящаяся в каждом человеке жажда судить других людей. «Это страсть, которая возбуждает и опьяняет человека, заставляет его действовать и доставляет ему огромное удовлетворение, — считает автор, — правда ненадолго».
В то же время Роулинг, которая сама прошла через многие лишения и до обрушившихся на нее миллионов, существовала на социальное пособие, утверждает, что ее книга о конфликте снобистского среднего класса с беднейшей частью населения. «Я пишу об ответственности, о том, как мы относимся к бедности в нашем обществе, к проблемам неимущих,» — сказала Роулинг.
Мнения критиков о романе расходятся. Одни полагают, что несмотря на забавный сюжет, он написан скучновато, другие считают, что хотя он и не тянет на шедевр, «Случайная вакансия» — вполне достойное литературное произведение. Но все они сходятся на том, что роману предстоит громадный финансовый успех. «Люди будут платить деньги только за то, что на обложке стоит имя «Роулинг», пишет газета «Дейли Телеграф».
Кажется, это правда. На
А тем, временем, как выясняется, писательница не исключает того, что вернется и к «Гарри Поттеру». По ее словам, по вине издателей последние 2 книги этой серии она писала в жуткой спешке и теперь не исключает, что возьмется их переписать. «А дальше, кто знает, — сказала Роулинг, — может быть появятся какие-то новые идеи и я снова вернусь к моим старым персонажам».