На стендах в зале висят несколько десятков «картинок». Портреты, литографии, сложные графические и каллиграфические изображения, которые можно по-настоящему «читать»...
— В еврейской традиции зрение («видение») и память представляются важнейшими инструментами познания Бога и поддержания постоянной связи с ним, — объясняет куратор выставки Григорий Казовский. — Поэтому очень важную роль в повседневной жизни играли визуальные образы — «виды», которые нашли свое воплощение в особых жанрах еврейского народного искусства. Среди них мизрахи — декоративные таблички, вывешивающиеся на восточной стене дома и указывающие направление молитвы в сторону Иерусалима, йорцайт — листки с записями дней поминовения усопших родственников, портреты известных раввинов... Такие народные «картинки» приобрели большое распространение среди восточноевропейского, российского еврейства с начала XIX в., превратившись в неотъемлемый атрибут интерьера традиционного еврейского дома. Однако в позднейшее время, в эпоху массового переезда евреев с территории Советского Союза на историческую родину, традиции эти были фактически полностью утрачены (хотя некоторые экземпляры, которые нам удалось приобрести в Закарпатье, в Буковине, датированы даже
Необычными кажутся амулеты, демонстрирующиеся на выставке. Благодаря своим рисункам и изображенным текстам они, как считалось, способны были защитить дом и его обитателей от враждебных сил — от сглаза, от пожара...
— В еврейских амулетах использовалась в том числе и тайнопись, — рассказывают организаторы выставки. — «Механизм действия», по замыслу создателей амулета, прост: нечистая сила не в силах разгадать значение зашифрованного текста, и бесы и демоны вынуждены тратить время, энергию на разгадку сложной аббревиатуры вместо того, чтобы вредить людям.
Выставка «Видеть и помнить» будет открыта в одном из залов Библиотеки иностранной литературы до 14 октября.