Супрематизм, несомненно, знаковое явление в истории искусства ХХ века. Однако в отличие от произведений ХIХ века подлинность абстрактных работ ХХ века определить намного сложнее. То, что графика, представленная в экспозиции «...Нас будет трое...», происходит из коллекции Гари Татинцяна, на открытии вслух не озвучивали, однако об этом говорится в каталоге выставки. Более того, если сравнить фотографии работ, которые выставлялись в галерее Гарри Татинцяна в 2006 году, и работы с выставки в ГТГ, не сложно увидеть, что речь идет об одних и тех же вещах.
С этим Малевичем история очень запутанная. Графика происходит из коллекции Льва Нусберга, считавшегося крупнейшим собирателем супрематизма. Тот в 2009 году подал иск к Татинцяну, причиной спора оказались работы Малевича. По утверждению Нусберга, он передал Татинцяну 11 работ Малевича для продажи, однако взамен так и не получил денег, работ он также не увидел. Как утверждает Нусберг, впоследствии в результате шантажа он вынужден был продать Татинцяну еще 98 работ за 2,6 млн долларов, хотя их реальная стоимость — больше пяти миллионов долларов. Судебные разбирательства тянулись несколько лет.
А в этом году в деле появился новый поворот — теперь сам Татинцян подал встречный иск к Нусбергу на сумму 60 млн долларов! Галерист утверждает, что Нусберг продал ему поддельного Малевича. Дело разбирается в нью-йоркском суде. Сам коллекционер утверждает, что приобрел их у Анны Лепорской, которая унаследовала коллекцию в 1935 году после смерти Малевича. В доказательство подлинности работ Нусберг привел показания эксперта по русскому авангарду Александры Шатских, которая не сомневалась в подлинности графики. Однако двумя годами раньше г-жа Шатских пришла совсем к иным выводам. Она установила, что 30 работ — фальшивки. Понять это ей помогла буквенно-численная система кодировки, которую разработал Малевич для идентификации своих работ.
Ведущий специалист Третьяковской галереи по творчеству Малевича и куратор выставки «...Нас было трое...» Татьяна Горячева, похоже, в подлинности выставляемых работ не сомневается. Сам факт, что коллекция фонда Sepherot Foundation выставляется в одном из ведущих национальных музеев страны, должен стать лучшим подтверждением авторства. Конечно, поверить, что лучшие специалисты ГТГ и ее директор Ирина Лебедева, которая открывала выставку, могли пойти на такой риск, как выставить подделки, кажется немыслимым.
Итак, в Третьяковке устроена шумная выставка. Она во многом проливает свет на эволюцию супрематизма в творчестве основателя направления и его учеников. Однако запутанная во многих аспектах история коллекции заставляет специалистов и знатоков сомневаться — а подлинного ли Малевича со учениками наблюдают зрители?