Культурная революция здесь началась с Юрия Башмета, который еще до объявления Сочи местом очередных зимних Олимпийских игр прозорливо начал проводить здесь свой зимний фестиваль. Теперь Башмет, конечно, посол Игр Сочи-2014, а все, что стало происходить в городе с момента получения «счастливого билетика», напоминает воплощение в жизнь лекции Остапа Бендера про Нью-Васюки. Некогда роскошный по советским меркам курорт, где в помпезных санаториях отдыхали по профсоюзным путевкам Герои Соцтруда, к началу XXI века потерял статус всесоюзной здравницы. Олимпиада дала городу новый шанс: пошли инвестиции, началось бурное строительство, ожила культурная жизнь. И пусть на береговой линии по-прежнему периодически нет воды в сортирах — отдыхающего россиянина из глубинки таким пустяком не смутишь. Зато в прошлом году впервые за восемь лет сочинцы услышали живьем оперу. А уж Первый концерт Чайковского звучит теперь так часто, что горожане скоро будут обсуждать специфику трактовки этого произведения маститым Мацуевым по сравнению с юным Колесниковым.
Августовская серия концертов на самом деле явила сочинским меломанам по-настоящему классных исполнителей. В Зимнем театре, построенном, кстати, в разгар сталинского террора (тысячный зал открылся в 1938 году), прошли два концерта — вокальный, с участием Вероники Джиоевой, Елены Манистиной, Екатерины Сергеевой, Алексея Маркова и Дмитрия Воропаева, и инструментальный, на котором выступили молодые лауреаты последнего конкурса имени Чайковского — скрипач Сергей Догадин и пианист Павел Колесников. В программе обоих концертов принял участие оркестр Петербургской филармонии под управлением музыкального руководителя Михайловского театра Михаила Татарникова. Завершился трехдневный фестиваль экзотичным open air — концертом Российского рогового оркестра на площади перед Морским вокзалом.
Устроители концертов сделали ставку на проверенные хиты, что вызвало некоторое недовольство местных филармонических деятелей («сколько можно играть Первый концерт Чайковского?!»), но, судя по количеству и настроению публики, вполне устроило последнюю («Первый концерт и „Хабанеру“ будем слушать сколько угодно»). Высокую планку задал вокальный концерт. Каждый исполнитель был интересен по-своему: баритон из Мариинки Алексей Марков блеснул двумя стопроцентными хитами — арией Роберта из Иоланты и неаполитанской песней Dicitencello vuje; очаровала красавица Екатерина Сергеева, спевшая как раз ту самую неувядающую «Хабанеру». И, конечно, с восторгом публика приняла фантастически обаятельную солистку Большого театра Веронику Джиоеву, обладательницу удивительного по красоте голоса, сочетающего тесситуру сопрано с тембровой краской меццо. Кстати, Джиоева выбрала для выступления не столь «заезженные» шлягеры, спев арию Земфиры из «Алеко» и болеро Елены из «Сицилийской вечерни». Финал концерта, в котором все пять певцов спели зажигательную «Фуникули, фуникуля», превратился в подлинный триумф. Выбор этой песни в контексте грядущей Олимпиады можно назвать безупречным: почти 150 лет тому назад она была написана в рекламных целях по заказу хозяев первого фуникулера, построенного для подъема на Везувий. Фуникулер, который до этого момента не пользовался успехом, благодаря мгновенно завоевавшей популярность песне стал приносить доход.
Выступления лауреатов конкурса Чайковского не снизили заявленного уровня. Павел Колесников тронул публику своей юностью, хотя некоторая наивность в трактовке трагического Первого концерта показалась чрезмерной. А вот Сергей Догадин вполне подтвердил свой статус лауреата конкурса, стремящегося вернуть былой престиж. Его скрипка работы Гваданини пела, говорила, делилась со слушателями самым сокровенным. Виртуозность и прекрасная техническая форма не подменили у этого молодого скрипача душу и чувство. И если ему удастся сохранить эти качества в современной концертной практике, где больше ценятся скорее спортивные, чем художественные качества исполнителя, то он вполне может состояться как большой музыкант.
Рога (старинные духовые музыкальные инструменты) эффектно завершили набег москвичей и петербуржцев на Сочи. Выступление уникального оркестра проходило в рамках многодневной программы Live Site — серии разнообразных по жанру бесплатных концертов на открытом воздухе. Концерты сопровождаются видеотрансляциями в режиме online с лондонской Олимпиады. Так что овации аудитории, адресованные вступлению рогового оркестра, совпали с уверенной победой российских волейболистов над американцами.
Когда-нибудь Олимпийские игры в Сочи останутся позади. Спортивные объекты разберут, на улицах вновь зазвучит исключительно русская речь (на сегодняшний день в Сочи почти нет иностранных отдыхающих: уровень курорта слишком далек от самых скромных турецких стандартов). Но ясно одно: даже если федеральная культурная экспансия, питаемая продвижением спортивных задач, иссякнет, собственная культурная жизнь города не замрет. Во всяком случае хочется в это верить.
Сочи.