След Бунтующей Блондинки в Шоколаде Ксении Собчак в неожиданном пугачевском демарше не вызвал у публики ни малейшего сомнения. «Бюрократные людишки, им бы свой карман набить, ты ж последнего лишишься...» — убивалась Алла в песне. Один знакомый депутат давеча уверял меня, что в стране еще ни разу и никому не возвращали денег, изъятых при обыске, потому как некоторые вещдоки имеют свойство теряться. Сердобольная же Пугачева размашистыми мазками пропела картину полной безысходности современной России на примере «высунувшейся дочки». А народ, стало быть, посчитал, что великая и благородная Пугачева встала на защиту Собчак. С акцентом на определение «благородная», потому как еще недавно обе дамы, хоть и с улыбочками да взаимными комплиментами, но гремучими змеями норовили ужалить друг друга в самые мясистые места во время словесной пикировки на «Дожде».
Пугачева любые аналогии с Собчак, разумеется, опровергла, распространив через пресс-службу студии, спродюсировавшей запись, пространную историю про то, как еще в прошлом году, балуясь на студии всякой безделицей (а где еще баловаться профессиональной певице на пенсии?!), она начитала болванку со словами малоизвестной поэтессы Нины Алексеенко, и все это у саундпродюсера Анатолия Лопатина так бы и пролежало без дела до скончания веков. Но на дне рождения у Буйнова она исключительно для друзей в узком кругу и в шутку прокукарекала кусочек песенки, поздравляя именинника, а гнусные папарацци (о присутствии которых, ясное дело, даже не подозревали!) спиратили все на мобилы и растиражировали «ужасную» запись. Чтобы не пугать людей кошмарным самопалом, Алла распорядилась, «раз так случилось», уже нормально свести и выложить песню в Интернете. Пусть, мол, слушают, радуются и обсуждают. Но, разумеется, никакой связи с Собчак, просто все сошлось...
Конечно, в это никто не поверил, что в общем-то и не важно. Сама Пугачева тоже не стала особо упираться и разместила на всех своих подведомственных ресурсах «народное» видео, присланное якобы «кем-то из поклонников», в котором весь видеоряд смонтирован именно под версию о Собчак. Смонтирован, надо заметить, весьма профессионально, словно под бдительным оком матерого мастера, знающего, чего он хочет.
В разговоре с «ЗД» Ксения Собчак, оказавшаяся теперь неожиданным поводом пугачевского ренессанса, призналась, что была очень удивлена, узнав про камбэк певицы, и с лисьей кокетливостью добавила:
— Самое прекрасное, что мы можем сделать в этой жизни, это вдохновлять на что-то людей. В свое время Беатриче вдохновила Данте, Блока вдохновляла его Незнакомка, много женщин вдохновляли разных людей... Мне очень приятно, если это так, что я стала человеком, вдохновившим Аллу Борисовну настолько, что эта легендарная женщина снова запела.
* * *
Дело, однако, не в частностях — про Собчак ли песня, про собственную ли дочь или вообще про саму себя, что как версия больше всего нравится Алле: мол, это она, взрослая, мудрая и осторожная, разговаривает с самой собой, юной, безбашенной и смелой... Важны три совсем другие вещи — ЧТО спела Пугачева, КАК спела и что она вообще СПЕЛА.
Алла говорит, что никогда не была революционеркой и всегда пела о «простых вещах». Однако делала она это с такой внутренней свободой, понятной простотой и обескураживающей искренностью, что во времена тухлой и лицемерной совэстрады, когда вспыхнула ее звезда, она стала подлинной революционеркой. Потому, говорит, люди искали в ее «простых» трехминутных песенных спектаклях всевозможные подтексты — то во «Все могут короли», то в «Соломинке», то в «Крысолове», то в «Эй, вы, там, наверху!» и много где еще. Подтексты, конечно, звучали, и эзопов язык был излюбленным приемом у творческих деятелей тех времен. Однако столь прямолинейного и протестного памфлета «на злобу дня» в творчестве степенной Примадонны никогда и впрямь не было! Мы с Артемом Троицким, инициатором «Белого альбома», словно в воду глядели, предполагая в его недавнем интервью «МК», что к протестной акции рок- и хип-хоп-бунтарей запросто могла бы присоединиться даже Алла Пугачева. Вот и присоединилась — если не формально, то по факту. Это ж как надо было достать даже Примадонну, которой, казалось бы, давно все должно быть по барабану, чтобы с предвыборных трибун она обличала «сошедших с ума» кремлевских чиновников, а теперь выписывала руладами зажигательные хаус-ритмы про «убогих моральных уродов» и «совсем больное общество».
Конечно, это здорово, что «кровавый режим» своей невыносимостью сподвиг Аллу на камбэк, это может стать единственным светлым пятном в его истории, хотя и не историческим оправданием. Но Алла, кажется, действительно преодолела саму себя. Когда совсем недавно она подпела (точнее, подхрипела) Макаревичу в песенке про Прохорова «Самый высокий», ничего, кроме отчаянного ужаса, даже у ее преданных поклонников это упражнение не вызвало. И про это постарались как можно быстрее забыть. Теперь о том, КАК она спела, можно рассуждать с гораздо большим удовольствием.
Причиной ее ухода среди прочего был, увы, и «потерянный голос». Казалось, что Алла распрощалась с ним навсегда. Но случилось чудо — врачи неожиданно нашли, что с главными механизмами вокального аппарата — легкими и связками — у нее все в порядке. Причина обнаружилась в... пищеводе, который из-за деформации давил на диафрагму, мешая правильному звукоизвлечению. Оказалось также, что все это можно излечить таблетками. И Алла принялась «лечить голос». Видимо, в песенке «Не высовывайся, дочка» мы услышали первые результаты лечения. Хоть и не без помощи компьютерных вокодерных примочек, введенных в моду еще Шер с песней Believe в 1998 г., партии «за дочку» Пугачева вполне убедительно и звонко спела т.н. «светлым звуком», освежив в памяти даже воспоминания о стародавнем «Листопаде», а в партиях «за себя, матушку», несмотря на все характерные низы и басы, не обнаружила ни одной дребезжащей «старческой интонации», которыми грешила в последних записях накануне ухода. Она опять затейливо играет голосом, чего мы тоже давно уже не слышали.
* * *
Алла теперь немного скорректировала свой тезис об «уходе»: мол, завершила только активную гастрольную деятельность, а петь, экспериментировать, записывать альбомы ничего не мешает, и все возможно, если будет кураж. Таким образом, на повестку дня выходит вопрос о репертуаре — самый, пожалуй, сложный и насущный, если этот камбэк, конечно, не захлебнется «на подступах к Кремлю». «Не высовывайся, дочка», к счастью, это уже не те «прямые линии» в поздних дуэтах с Галкиным, которыми она уничтожала себя как Великую певицу, но еще и не шедевр уровня «Свечи», «Озера надежды», «Не отрекаются, любя», «Устала Алла» или даже «Непогоды» с «Не сгорю». Художественная ценность данной поп-хаусной штучки, даже в рамках заявленного жанра, неоднозначна. Все могло быть и фантазийнее, и кислотнее, и с бодрым набором действительно свежих фишек. В хаусе можно тоже настрогать шика с блеском, просто не надо пользоваться суррогатными заготовками из музыкального холодильника, не лениться, а найти модных продвинутых людей, вынести им мозг и выстрелить мощным залпом. Так, например, всегда делает Мадонна и, несмотря на «всю усталость в ее глазах», которую недавно обнаружила Алла (о чем сообщила на эфире с Познером), продолжает быть на острие, потрясать авансцены и танцполы по всему миру, оставаться в музыке всегда актуальной, быть собой, но каждый раз новой. Возраст креативу не помеха.
Может, Алле, коль уж (и если!) она собралась с камбэком, действительно сесть на самолет, долететь до Лондона, пошерстить по студиям, где колдуют над звуком правильные люди, да замутить нечто этакое, от чего бы все ахнули и открыли новую главу в музыкальной летописи великой Эпохи Аллы Пугачевой? Так, чтобы Мадонна все локти искусала...