«МК» подробно писал с берлинской премьеры «Завтра». С тех пор, в общем, мало что изменилось. Члены арт-группы до сих пор находятся в ленивом федеральном розыске. В мае этого года во время уличных протестов в Москве полиция задержала было одного из разыскиваемых — Олега Воротникова, но после ряда следственных экспериментов выяснила, что на самом деле задержанного зовут Андрей Лукьянов и что он скромный сценарист, а никакой не радикальный художник.
Что касается самой «Войны», то они продолжают настаивать на запрете публичного показа фильма. Тем более в рамках международных кинофестивалей. Их претензии к режиссеру настолько же ультимативные (по их версии, Грязев слишком много времени уделял разным красивостям и поверхностным обобщениям и слишком мало — протестной философии «Войны»), как некогда к президенту Медведеву. Разве только в борьбе с ним они не устраивают новых акций с раздеванием в стенах какого-нибудь музея.
Фильм же остается талантливой, ироничной и тонкой зарисовкой не столько зарождающегося протестного современного искусства в России, сколько продолжающегося с незапамятных времен повсеместного абсурда. Принимающего одинаково часто как ироничные, так и жесткие формы. Причем с обеих сторон. Заканчивается же фильм тем самым кадром с разведенным Литейным мостом, показывающим нарисованный член зданию ФСБ, и повторением начального титра с названием фильма. Как немым предложением режиссера еще раз подумать, что нас всех ждет завтра.
«Чувственная математика» — премилое упражнение в прекрасном. Признание в любви высшей математике от режиссера, которая прежде чем отучиться во ВГИКе в мастерской Марлена Хуциева, окончила мехмат МГУ с красным дипломом. Ее герои — ведущие ученые, проживающие в Москве, Берлине и Нью-Йорке. Один использует собственный уникальный алгоритм для того, чтобы определять самый лучший торт на кулинарном соревновании. Другой с помощью ручки, бумаги и сюрреалистичных на вид рисунков может описать сложнейшие математические формулы. Математика для них не бездушные уравнения на доске, а живой организм с полным спектром чувств и эмоций.
В параллельной документальной программе, «Свободная мысль», тоже не обошлось без наших режиссеров. Рядом с масштабным поэтическим полотном Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!», открывавшим в прошлом году Венецианский кинофестиваль, не менее трудоемкая работа Сергея Ястржембского «Африка. Кровь и красота». Это результат четырех лет исследований тринадцати самых необычных и редких африканских народов, которым грозит полное вымирание. Берберы, химба, пигмеи, эль-моло, масаи, динка, сурма, хамеры, бушмены, лози, догоны, фон и йоруба. Фильм поделен на четыре части: дети, женщины, мужчины и духи. Новелльная форма и закадровый голос рассказчика роднит фильм с телепутеводителями по экзотическим странам. Только вместо сафари и радостных танцев показывают редкие кадры африканского быта. Охота, приготовление пищи, строительство хижин, а также все главные (и, на взгляд европейца, крайне жестокие) обряды инициации. Во время которых в зависимости от пола и места рождения ребенка ему выбивают передние зубы, или прорезают нижнюю губу, или украшают кожу глубокими шрамами.
Последняя деталь фильма — безмолвные фотографии представителей тринадцати попавших в кадр народов. И неумолимые цифры: число населения каждого из них на данный момент. В лучшем случае 400 000 тысяч. В худшем — только триста.