События, показанные в «Двери», отсылают в
С Магдой Сабо Иштван Сабо в родстве не состоит. Просто это очень распространенная в Венгрии фамилия, как у нас Иванов или Петров. Магда Сабо ушла из жизни, когда ей было под девяносто. Шутки ради она частенько представляла Иштвана своим сыном. А он остановился на ее сочинении, поскольку хотел сделать фильм, где царили бы лица актеров. Только кино, как он считает, способно достичь того, что недоступно другим видам искусства, — показать интимную связь одного человеческого лица с другим, когда становится очевидным зарождение и угасание чувств. После премьеры фильма в Будапеште к нему подходили люди и признавались в том, что, просмотрев «Дверь», решались позвонить тем, с кем когда-то поссорились. Очевидно, как скажет Иштван, Магде Сабо известен был какой-то секрет.
Наше интервью с режиссером состоялось накануне премьеры «Двери» на ММКФ.
— О чем вы хотели рассказать в своей картине?
— В ней вы увидите двух сильных женщин. Одна из них великолепно чувствует язык природы. Вторая — образованна, имеет совершенно другое представление о мире. Обе уверены в своей правоте, пытаются подчинить друг друга своей воле и представлениям о жизни. Я и сам все время существовал в мире, где определяющую роль играла идеология. Ее вмешательство распространялось даже в частную жизнь. Но это недопустимо. Об этом — мой фильм.
— Почему вы пригласили именно Хелен Миррен и Мартину Гедек?
— Миррен я выбрал за твердый характер. Долго искал исполнительницу класса греческой актрисы Ирен Папас. Думал и о российской актрисе, фамилию которой не знал. Видел ее в фильме Александра Аскольдова «Комиссар». Потом уже Никита Михалков подсказал, что это Нонна Мордюкова. Но к моменту нашего разговора ее уже не было в живых. На ум приходили королева Елизавета II и актриса Хелен Миррен, к которой я и обратился через своих друзей. Она прочитала не только сценарий, но и роман, согласилась участвовать в работе, а потом раздумывала, как сыграть эту необычную роль. Я ее ориентировал на образ королевы, при том что это вроде бы прислуга. Хелен почувствовала роль после того, как надела заношенные туфли на довольно высоком каблуке, которые подобрал ей наш художник по костюмам. Походила в них по комнате и сказала, что знает, какую героиню должна сыграть. Мартина Гедек — хорошо подготовленный профессионал, образованная актриса, способная доходить до сути роли. Мне доставляло удовольствие слушать ее толкования героини и сценария. С Мартиной очень приятно работать. Обе актрисы прекрасно взаимодействовали друг с другом.