В советское время культурные резиденции, организованные профессиональными творческими союзами, были нормой. Сегодня творческие лаборатории — скорее нонсенс, чем правило.
— Сейчас проще поехать в творческую резиденцию в Америку, чем оказаться в коллективной мастерской в каком-нибудь уголке России. Но здесь интереснее, чем за границей. Мы каждый день собирались за длинным столом, говорили, придумывали, подталкивали друг друга к творчеству, — говорит сценарист, лауреат премий «Дебют», «Евразия» и «Новая пьеса» Ярослава Пулинович.
Героиня ее рассказа спустя десять лет после расставания со своим возлюбленным встречается именно здесь, на берегу горного озера Абрау. Их повторный роман оказывается мимолетным, ведь после вовращения домой женщине суждено погибнуть в автокатастрофе. Другой участник литературных чтений Олег Шишкин перенес лермонтовского Печерина в это место и заставил его стражаться с горными жителями. А Вячеслав Дурненков, автор сценария нашумевшего сериала «Школа», представил на суд публике рассказ, написанный в соавторстве с Марией Зелинской. Его герой — простой мужик, работник депо — знакомится с женщиной на сайте знакомств, после длительной переписке они договариваются о встрече на озере Абрау. И вот они здесь, до часа свидания остается несколько часов, они продят по экопарку и все не могут найти слова для первой встречи. Загадывают желания у Арт-объекта художницы Анны Чигаровой в виде бочек, которые стоит покрутить и все загаданное сбудется. Рассматривают гигантских муравьев, держащих в лапах фигурки маленьких человечков (инсталляция Андрея Митенева) и думают о том, как мал человек и как хочется жить, а не существовать. В последний момент герои рассказа уже было хотят сбежать, но скульптуры экопарка побуждают их пойти на встречу... Собственно, Арт-объекты, искусно вплетенные в рассказ, создавались на глазах писателей и они даже помогали художникам доделывать свои произведения.
— Слава, например, помгал расписывать колышки из инсталляции Романа Ермакова, ученика Андрея Бартенева, — расказывает куратор фестиваля Екатерина Попова. — Идея внедрить в ровное зеленое полотно травы разноцветные пиксели-колышки пришла Роме здесь.
А еще художник Ермаков удивил местных жителей и туристов театром живых скульптур. На постаментах — бесполые фигуры в ярких облегающих костюмах, их тела обвязаны витиеватыми разноцветными трубами. космические существа сначала стоят неподвижно, а потом начинают пластично двигаться, танцевать. Для Романа, которые чаще показывает свои творения в московских ночных клубах, инсталляция на берегу озера — новый фантастический опыт.
Не без фантастики и инсталляция Андрея Калины — он придумал для экопарка гигантские белые очки, которые будто бы здесь обратил Бог. Хотя круглые душки больше напоминают очки Гарри Поттера. Еще одна ирреальная картина сделана группой «Комки и палки» (Сергей и Наталья Мирончевы и Наталья Гетц). Они написали 3D-картину на асфальте — обрыв, в середине которого мост. Объемные иллюзии в стиле Мадоннали сегодня очень популярны, хотя появились на самом деле еще в 16 веке в Италии — там художники писали на улице лики Мадонн.
Архитектор и дизайнер Андрей Волков украсил экопарк лавочкой из пробок, которые галяющие могут доделывать сами — специально для этого оставлен небольшой участок сетки, куда легко можно вставить использованные пробки. Анна чигарова построила в парке солнечные часы из камней, а художницы Татьяна Алексеева и Евдакия Бах — музыкальный объект, звучащий от даже от легкого дуновения ветра. Таким — звучащим, фантастическим и живым — получился экопарк.
— В мире тема экологических парков, встроенных в общественное пространство очень развита. Почему в России экоискусство только точечно? — спрашиваю куратора третьего фестиваля в Абрау Екатерину Попову.
— Мне кажется, эта волна скоро до нас дойдет. Пока люди только начинают понимать, чтомитр можно гармонизировать с помощью искусства. Даже если простой дом покрасить в голубой, оранжевый и желтый — смотрится хорошо. Что есть экоискусство? Не только вещи, сделанные из того что дает природа. есть другое понимание экоарта — аккуратное отношение к месту, в котором живешь. Вот художники сделали серию подставок-пипиторов для выпитых бутылок с комиксами — выпил, поставил в Арт-объект, а не кинул, где шел. А ведь из простых бутылок любой человек может выложить что-то полезное и красивое — хотя бы клумбу. Наша задача — показать людям как можно жить в гармонии с собой и природой, как прожить жизнь как искусство. Это экология души.