Форум открывается в национальном театре имени Эминеску. Приезжает премьер-министр Влад Филат, и ради него почему-то не оцепляют здание бывшего театра оперы и балета, построенного еще в
После чего начинается публичная пластическая операция на лице: «Начнем с носа. Это самая выдающаяся его часть». Хирургическое вмешательство устраивает театр Королевского квартала из Тбилиси. Стильное и аскетичное по оформлению зрелище (пьеса немецкого драматурга М. фон Майенбурга) является притчей о всепобеждающем гламуре и добровольном отказе от индивидуальности. Спектакль Давида Тавадзе, может, и не совсем ровный, но благодарная кишиневская публика встает в едином порыве.
После спектакля Давид рассказывает мне, что в Тбилиси, Мекке грузинского театра, совсем не просто выживать (что же говорить о других городах?).
— Два года мы проводили Фестиваль коротких пьес, приходили руководители театров, и у молодых режиссеров появлялся шанс. В этом году фестиваля не будет: срезали деньги. Но нам нужна не только финансовая поддержка, но и профессиональное общение.
В самом деле, что нам известно о культуре и жизни театров бывших соотечественников? В Молдавии, например, средняя зарплата работника культуры, как рассказал мне министр культуры Молдовы Борис Фокша, около 200 долларов, то есть 6 тысяч рублей. И это в лучшем случае и не у всех. Такой бюджет для российского артиста — кошмарный сон. А денег, отпускаемых в местных театрах для спектаклей, в Москве и на шляпки не хватит. Но финансовый дефицит не помешал только в этом году провести в Кишиневе четыре фестиваля, а глава молдавского СТД Александр Греку, так похожий на артиста Михая Волонтира, то есть знаменитого киноцыгана, уверяет, что маленький Кишинев — театральная столица Европы. Это он заявил в патриотичном порыве, но факт остается фактом: Молдова, живущая тяжело, сделала все, чтобы принять у себя первый форум молодых.
Москва—Кишинев.