Киев погрузился в арт

Биеннале современного искусства стоимостью почти $5 млн. открылась в столице Украины с помпой

К подготовке Первой киевской биеннале современного искусства организаторы подошли со спортивным азартом, не меньшим, чем к организации Евро-2012. Комиссару биеннале Наталье Заболотной и куратору арт-события, британскому искусствоведу Дэвиду Эллиоту, предстояло заполнить 24 тыс. кв. м выставочной площади бывшего военного завода «Арсенал», поколдовать вокруг музейного комплекса (это 60 га), произвести впечатление на многочисленных зарубежных гостей и украинских зрителей. Эффект от циклопического по масштабам биеннале оценил корр. «МК».

Биеннале современного искусства стоимостью почти $5 млн. открылась в столице Украины с помпой
Инсталляция Олега Кулика.

Во дворе «Мистецького арсенала» 10-метровый золотой лотос словно дышит: то распускает свои гигантские лепестки, то закрывается. Вокруг инсталляции корейского дизайнера Чоя Джонг Хва, которая недавно переехала сюда с площади Независимости (где цвела больше месяца), уже собираются гости: дамы в ярких платьях, мужчины в строгих пиджаках и художники в креативных прикидах... Первая киевская биеннале, подготовленная в рекордные сроки и собравшая десятки мировых арт-звезд, презентует 250 арт-проектов, из которых 40 создано специально для арт-форума. На реализацию проекта потрачено около $5 млн. (что вдвое больше расходов на последнюю Московскую биеннале).

— До биеннале никто не мог освоить эти пространства, — говорит художник Олег Кулик о «Мистецьком арсенале», который в далеком прошлом был женским монастырем, затем стал военным заводом и наконец перевоплотился в музейный комплекс. Кулик для Arsenale-2012 подготовил два проекта. Один из них открылся в бывшем купеческом особняке «Шоколадный дом», другой — занял гигантский зал в «Арсенале». Его «Божественная литургия», несколько лет назад презентованная на сцене парижского «Шатле», теперь перевоплотилась в объемную инсталляцию. В центре ее черная ступенчатая пирамида, на которой сидит обнаженный йог, весь в татуировках. «Некоторые тату исчезают, взамен появляются другие. Этот человек может вызывать дождь и солнце», — уверяет Олег. Вокруг йога в несколько слоев развешаны полупрозрачные сетки, на которые транслируются медитативные образы (огненные птицы, звезды, вспышки на Солнце). Зрелище дополняет музыка из литургии Монтеверди.

На Украине наступили «лучшие времена»

На Украине наступили «лучшие времена»

Смотрите фотогалерею по теме

Соседями Кулика стала знаменитая чета художников Кабаковых (почему-то, как и Олег, попавшая в список украинских авторов). Их «Монумент погибшей цивилизации» был создан накануне краха СССР. В центре инсталляции макет некоего древнего города, когда-то величественного и многолюдного, от которого сегодня остались лишь отрывочные данные. Они представлены на многочисленных витринах в виде ироничной графики и рукописей. Работа, пусть и не новая, хорошо вписалась в концепцию куратора, британца Дэвида Эллиота, который определил тему биеннале так: «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». Он уверен, что «думать о будущем — важнейшая задача искусства. А прошлое — не тюремная камера, а платформа».

Европейские и азиатские художники гармонично разместились в соседних залах. Так, группа скульптур с черными высохшими лицами в форме немецких фашистов, прилюдно занимающихся сексом и устраивающих пытки, от британских концептуалистов братьев Джейка и Диноса Чепман соседствует с полотном японца Аида Макото «Горы цвета пепла», на котором изображено нагромождение человеческих останков. Недалеко и проект «Круг животных/Головы зодиака» китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, названного в прошлом году самой влиятельной персоной в арт-мире по версии журнала ArtReview. Рядом проект другого известного китайца Сонг Донга — «Мудрость бедняков». Художник заполнил зал грудой деревянных вещей — от кровати, из которой растет дерево, до лестниц, дверей и даже капсул из старых ставень. В одной из них — кочаны капусты. Будут ли кочаны обновлять или оставят концептуально сгнивать — спорили первые зрители выставки в «Арсенале»... Кроме основной экспозиции биеннале в параллельной программе, раскиданной по всей Украине (от Одессы до Донецка), больше 40 проектов.

На Украине наступили «лучшие времена»

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру