Во дворе «Мистецького арсенала»
— До биеннале никто не мог освоить эти пространства, — говорит художник Олег Кулик о «Мистецьком арсенале», который в далеком прошлом был женским монастырем, затем стал военным заводом и наконец перевоплотился в музейный комплекс. Кулик для Arsenale-2012 подготовил два проекта. Один из них открылся в бывшем купеческом особняке «Шоколадный дом», другой — занял гигантский зал в «Арсенале». Его «Божественная литургия», несколько лет назад презентованная на сцене парижского «Шатле», теперь перевоплотилась в объемную инсталляцию. В центре ее черная ступенчатая пирамида, на которой сидит обнаженный йог, весь в татуировках. «Некоторые тату исчезают, взамен появляются другие. Этот человек может вызывать дождь и солнце», — уверяет Олег. Вокруг йога в несколько слоев развешаны полупрозрачные сетки, на которые транслируются медитативные образы (огненные птицы, звезды, вспышки на Солнце). Зрелище дополняет музыка из литургии Монтеверди.
Соседями Кулика стала знаменитая чета художников Кабаковых (почему-то, как и Олег, попавшая в список украинских авторов). Их «Монумент погибшей цивилизации» был создан накануне краха СССР. В центре инсталляции макет некоего древнего города, когда-то величественного и многолюдного, от которого сегодня остались лишь отрывочные данные. Они представлены на многочисленных витринах в виде ироничной графики и рукописей. Работа, пусть и не новая, хорошо вписалась в концепцию куратора, британца Дэвида Эллиота, который определил тему биеннале так: «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». Он уверен, что «думать о будущем — важнейшая задача искусства. А прошлое — не тюремная камера, а платформа».
Европейские и азиатские художники гармонично разместились в соседних залах. Так, группа скульптур с черными высохшими лицами в форме немецких фашистов, прилюдно занимающихся сексом и устраивающих пытки, от британских концептуалистов братьев Джейка и Диноса Чепман соседствует с полотном японца Аида Макото «Горы цвета пепла», на котором изображено нагромождение человеческих останков. Недалеко и проект «Круг животных/Головы зодиака» китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, названного в прошлом году самой влиятельной персоной в арт-мире по версии журнала ArtReview. Рядом проект другого известного китайца Сонг Донга — «Мудрость бедняков». Художник заполнил зал грудой деревянных вещей — от кровати, из которой растет дерево, до лестниц, дверей и даже капсул из старых ставень. В одной из них — кочаны капусты. Будут ли кочаны обновлять или оставят концептуально сгнивать — спорили первые зрители выставки в «Арсенале»... Кроме основной экспозиции биеннале в параллельной программе, раскиданной по всей Украине (от Одессы до Донецка), больше 40 проектов.